В издательстве «Альпина нон фикшн» свет увидела книга «Общество поглощения. Человечество в поисках еды». Ее автор, журналист и писатель Марк Биттман, анализирует, как стремление обеспечить себе пропитание привело человечество к рабству, колониализму, голоду, геноциду, и как мы пришли к сегодняшнему положению, когда крупнейшие компании пищевой промышленности опустошают планету и отравляют ее жителей, обманом пичкая потребителей суррогатными продуктами, созданными ради баснословных прибылей.
Биттман не считает положение безнадежным: он видит перспективы в свободном от диктата мировых монополий мире и обращается к простым людям, активистам и правительствам всех стран с призывом изменить существующую систему.
В Соединенных Штатах еще ни разу не предпринималась полномасштабная попытка обеспечить всех хорошей едой. И, хотя действия подобного размаха осуществить совсем непросто, позитивная работа властей по изменению сельскохозяйственной и продовольственной политики — это в конечном счете самый эффективный способ преобразить то, как мы выращиваем и потребляем пищу. Чтобы понять, как это сделать, нам следует взглянуть как на отечественный, так и на зарубежный опыт. Мы увидим десятки реформ, программ и моделей, приблизивших нас к более качественной еде. Самый распространенный способ (и определенно самый доступный для принятия пищевой промышленностью) — это предоставление гражданам информации о продуктах, которые они едят, ориентируя их от сверхобработанных продовольственных товаров к информированному выбору в вопросе о том, чем питаться. Важнейшей в этом отношении является маркировка.
Предприняв практически бесспорный шаг — указав на то, что потребление сверхобработанных продуктов менее желательно, чем цельных, власти могут по крайней мере направить людей в нужном направлении, таким образом повлияв на то, что выращивается и продается. В настоящее время в пятидесяти с лишним странах маркировка продуктов питания обязательна, еще примерно в десятке имеются утвержденные государством рекомендательные нормы. Внушает надежду то, что необходимая маркировка присутствует все чаще, а не реже и что она становится выразительней благодаря росту популярности доступной для понимания системы «светофор»: зеленый означает «ешьте сколько хотите», желтый — «ешьте в умеренных количествах», а красный — «ешьте как можно меньше».
Однако отговаривать потребителей от употребления сверхобработанных продуктов недостаточно. Лишь поощряя производство настоящей еды, рынок может сделать доброе дело. На рынке, наводненном такой продукцией, многим людям трудно купить что-то, кроме джанкфуда, и рекомендации выбирать здоровую пищу часто заглушаются рекламным шумом пищевых гигантов. В сфере продуктов питания предложение имеет больше власти, чем спрос, и маркетологи пищепрома хотели бы, чтобы так оно и было. Обесточить маркетинговую машину монстров пищевой промышленности и изменить то, как производится пища и какая именно, — это серьезные шаги, необходимые для революционного преобразования всей сферы продовольствия.
Около десятка стран уже приняли законодательные нормы, ограничивающие рекламу джанкфуда детям: Уругвай, Франция, Турция, Малайзия, Латвия, Перу, Южная Корея, Бразилия, Тайвань, Мексика и другие. Мы знаем, что это работает.