Фото: Igor Kubedinov / ZUMAPRESS.com / Global Look Press
5 марта — очередная годовщина смерти «отца народов» Иосифа Сталина. Это повод снова подумать, как и в чем проявляется наследие сталинской эпохи в современной России, каковы параллели между эпохой правления Сталина и нынешним политическим режимом (помимо очевидных). Об этом Republic поговорил с историком русской литературы и культуры, исследователем сталинской культуры и социалистического реализма, профессором Венецианского университета Евгением Добренко.
«Нормализируется практика политического убийства: ранее была необходимость камуфлировать убийства, теперь этого делать не надо»
— На ваш взгляд, в какой точке своего пути сегодня находится политический режим в России, да и в целом страна?
— Чтобы понять, чем текущий период в России уникален, нужно начать с того, чем он не уникален. Не уникален он тем, что это типичная реакционная фаза русской истории. Таких мы знаем немало. Это царствование Николая I, царствование Александр III и Николая II, затем сталинский период, брежневская эпоха и теперь путинская. Все эти режимы были реакцией на что-то: период Николая I был ответом на декабристов, период Александра III — на покушение на Александра II, сталинизм — на революционную волну, эпоха застоя — на хрущевскую оттепель. Путинский режим — это реакция на реформы Горбачева и распад СССР.
История России — это долгие зимы и короткие оттепели, что вполне соответствует климату этой страны.
Теперь про уникальность. Упомянутые мной реакционные режимы были оригинальными в том смысле, что они не стилизовали друг друга. Каждый из них был совершенно своеобразным, никто из них не пытался использовать своих предшественников. Допустим, Александр III не пытался стилизовать эпоху Николая I. Конечно, тот же Сталин использовал в своей диктатуре монархическую традицию, но все-таки не занимался стилизацией русских царей. Как бы то ни было, и период Сталина, и период Брежнева были связаны с марксистским учением о социальном прогрессе, модернизации и так далее.