Логотип Газпромбанка на ПМЭФ-2024

Логотип Газпромбанка на ПМЭФ-2024

Maksim Konstantinov/Global Look Press

Минфин США в четверг внес в санкционные списки ряд российских финансовых структур и руководителей ЦБ. Главными пострадавшими выглядят «Газпром» и те россияне, которые выводят деньги из России. Финансовый «железный занавес» опускается?

Список OFAC (Управление по контролю за иностранными активами Минфина США, которое отвечает за санкции) на сей раз связан практически полностью с финансовыми организациями. Среди попавших в санкционный лист организаций и физических лиц достаточно много тех, чьим адресом значится Китай. Что достаточно хорошо объясняет боязливость китайских банков в последнее время при работе с российскими транзакциями: видимо, некие «сигналы» о возможных последствиях они получали уже несколько месяцев. В числе попавших под санкции топ-менеджеры китайского филиала ВТБ и индийского филиала Сбера. Однако наибольшее беспокойство вызывает не это.

Пресс-релиз Минфина США по поводу введенных санкций называется так: «Минфин вводит санкции против Газпромбанка и принимает дополнительные меры по ограничению использования Россией международной финансовой системы». И это важное изменение. Дело в том, что Газпромбанк, а под санкции попал и он сам, и его зарубежные «дочки», до сих пор не попадал под санкции западных стран, за исключением Великобритании, по той причине, что именно через него европейские страны оплачивали поставки российского газа. Nikkei Asia пишет, что администрация Байдена заранее уведомила своих союзников по G7 об этом шаге, однако хорошего мало.

С одной стороны, в 2025 году истекает контракт о транзите российского газа через Украину и украинские власти уже предупредили, что не собираются его возобновлять. С другой — в сентябре Россия сумела задорого продать свой газ европейцам, пользуясь страхами насчет неизбежного роста цен и холодной зимы. Скорее всего, в ближайшие дни эти страхи усилятся, а стоимость газа на рынке вырастет, однако вряд ли это долгосрочный фактор. Тут стоит отметить досрочное прекращение поставок газа в Австрию, доселе весьма дружественно относившуюся к российским энергоносителям: ведущая местная нефтегазовая компания OMV судится с «Газпромом» о непоставках газа в 2020 году и отказывается платить. К тому же, как отмечают наблюдатели, вполне возможно, что российский газ пойдет в Европу под видом азербайджанского, да и банков, через которые могут пойти платежи за поставленный газ, пока хватает.

Намного серьезнее предупреждение Минфина США о том, что санкции будут применены и к тем банкам, которые присоединятся к российской системе быстрых платежей СПФС, которая стала заменой ушедшему SWIFT. Это уже впрямую затрагивает начавшие было налаживаться пути финансового взаимодействия вне западного контура России, Китая, Индии и других стран «глобального Юга». Введение персональных санкций против руководителей российского ЦБ — под новые санкции попали первые зампреды Центробанка Владимир Чистюхин и Дмитрий Тулин, руководитель департамента национальной платежной системы ЦБ Алла Бакина и глава департамента устойчивости финансовой системы Елизавета Данилова — лишь подчеркивают серьезность намерений американского ведомства.

Но для большинства российских граждан самыми болезненными станут санкции против того же Газпромбанка, а также нескольких других, прежде всего, БКС-банка и ББР-банка.

Дело в том, что именно через эти банки сейчас в основном проводятся платежи в адрес зарубежных получателей — от иностранных брокеров, пока еще работающих с российскими гражданами, до тех российских эмигрантов, которые выводят деньги за проданные в России активы в страны проживания. В некоторых странах карточками Газпромбанка на основе китайской платежной системы Union Pay до сих пор можно расплачиваться или снимать с них деньги.

Это, конечно, тоже решаемый вопрос: опыт показывает, что новые пути всегда найдутся. Так, сейчас налаживаются пути быстрых переводов с российских счетов в Казахстан, откуда уже можно выводить деньги далее или платить казахстанской картой. Существуют и налаженные сервисы переводов через крипту, правда, крупные суммы выводить таким образом проблематично из-за невозможности последующего прохождения комплаенса в западных финансовых учреждениях. Но все это требует и дополнительных усилий, и дополнительных комиссий.

То же самое можно сказать и о результате воздействия новых санкций на российский бизнес, в том числе на экспорт газа: повысятся прежде всего транзакционные издержки. Что, собственно, и является основной целью санкций. Лишать Европу российского газа, Индию российской нефти или африканские страны российской пшеницы никто не планирует. Финансовый «железный занавес», конечно, опускается. Но он, скорее, похож на суровый фильтр по отсечению излишней, по мнению Минфина США, прибыли для российской экономики.