Разговоры о скором запуске «Фабрики звезд-8» начались примерно через неделю после окончания на Первом канале проекта «Фабрика звезд-7». С тех пор они возникали неоднократно, выдвигались различные предположения относительно кандидатуры продюсера, но проект так и не был запущен. Впрочем, скорее всего, продолжение следует, и промедление связано отнюдь не с тем, что на Первом одумались и сочли наконец поточный метод производства звезд глупым и негуманным, а всего-навсего с экономическим кризисом. Громкие, сочащиеся «бюджетом» проекты отложены до лучших времен: в эфире либо недорогие в производстве программы вроде «Прожекторперисхилтон», либо привычные форматы вроде всех звезд «Ледникового периода». Распыляться одновременно на несколько мега-шоу канал не хочет, поэтому «Фабрика» пока подождет. Вообще, реалити-проект «Фабрика звезд» оказался очень успешным как для телевидения, так и для российского шоу-бизнеса. Первые сезоны триумфально вывели на большую сцену пару десятков новых имен, в которых, как выяснилось, психологически очень нуждался зритель, подуставший от засилья мэтров, работавших по давно сформулированному юмористом принципу «у нас бы до пенсии стриптизила – никто бы слова не сказал». Свежее эстрадное «мясо» с восторгом принималось в городах на маршруте гастрольного тура – возможно, кто-то из зрителей даже взаправду верил в таланты юных звезд, три месяца просидевших «в телевизоре». А уж как радовались продюсеры «ФЗ», получившие в свое распоряжение дешевую, некапризную, но при этом вполне «звездную» рабочую силу – «фабриканты» подписали не особо дружелюбные контракты, зарабатывали по 100 долларов за концерт и считали, что им повезло. Телевизор сделал свое дело – народ полюбил этих малознакомых артистов и понес деньги на их сборные концерты: доход организаторов был более чем приличным. Однако данная бизнес-схема оказалась не очень долговечной и отнюдь не универсальной. Тинейджеры любят менять постеры над кроватью и создавать себе новых кумиров раз в квартал, а то и чаще, поэтому «Фабрика» и не загнулась после третьего выпуска. В нашей стране это реалити-шоу в чем-то заменило рекорд-индустрию, которая на Западе до кризиса неустанно запускала на орбиту новых и новых подростковых кумиров. Здесь лейблы этим почти не занимались, а если и пытались, то чаще всего не с таким успехом, как Первый канал. Так что в последнее время «Фабрики звезд» занимались в основном тем, что подбрасывали в эстрадное болотце новых лягушат – вряд ли лучших, чем прежние, зато не успевших надоесть. Между тем, зарабатывать на этом становилось все сложнее. Выяснилось, что рекламный эффект от сидения в телевизоре не бесконечен. Ну, пару месяцев он работает, но потом новым «звездам» так или иначе нужно подбирать репертуар, обеспечивать занятость, поднимать зарплату, утешать разочаровавшихся в недостаточно шоколадной жизни и т.д. Во время «обучения» на «Фабрике» «полуфабрикаты» исполняют в основном кавер-версии, множа и без того чрезвычайно расплодившиеся римейки «старых песен о главном». К выпуску маститые продюсеры-композиторы одаривали подопечных несколькими новыми песнями, среди которых, если повезет, попадалась и пара-тройка хитов. Однако такое количество проблемы не решало: оказалось, что десяткам молодых, румяных, модных и энергичных звезд просто нечего петь – мэтры не способны обеспечить их столь же современным репертуаром. Тут идея «Фабрики звезд» вступила в серьезное противоречие с тинейджерскими потребностями – спрос на новые лица она еще удовлетворяла, но музыку предлагала чересчур консервативную (чтобы не сказать – совковую), ориентированную будто бы только на тех провинциальных подростков, которые кроме двух телеканалов ничего в жизни не видели. Еще одним серьезным разочарованием стал уровень талантливости собственно «звезд» с «Фабрики». Из сотни с лишним человек, прошедших через проект, не больше десятка оказались способны самостоятельно сочинить нечто относительно вразумительное. Остальные полностью доверяют дяде-продюсеру и готовы ждать лет по пять, пока тот подарит им какую-нибудь песню. Многие так и не дождались и вынуждены были из музыки уйти. Чем сейчас занимаются какие-нибудь Гера Тузиков, Жанна Черухина, Геннадий Лагутин, Кристиан Лейних и многие другие, можно только догадываться, но ничего близкого к понятию «звезда» в их нынешней жизни точно нет. Но даже и тем, кто успел съездить на успешные гастроли, отнюдь не гарантировано поступательное развитие карьеры. «Фабрика звезд» – это и моральные травмы, о которых вряд ли догадывались «полуфабрикаты», идя на кастинг. Оборотной стороной быстрого вознесения «из грязи в князи» может являться не менее стремительное падение на исходные позиции и даже ниже. Ничего личного, просто бизнес. Пока «фабриканты» нужны для телерейтинга, у них все будет идти неплохо. Более того, в проект – вопреки слухам, что «все куплено» – действительно можно попасть с улицы: правда, велика вероятность, что эти «полуфабрикаты» первыми послужат расходным материалом для номинаций на вылет. Что касается «блатных», то среди них встречаются даровитые люди, в работе с которыми заинтересован продюсер. «Фабрика звезд» в этом случае становится удобным способом раскрутки подопечного. Запуск проекта «с нуля» всегда чреват большими расходами, а вывод на публику через реалити-шоу – совсем другое дело. Правда, тут каждый продюсер «Фабрики» должен согласовывать свои интересы с интересами Первого канала. В принципе, звезда «из телевизора» может начать считать себя настоящей, если в разговоре о ней перестанут употреблять слово «фабрикант». По иронии судьбы, название чуть ли не единственного проекта, соответствующего этому требованию, состоит из слова «Фабрика». Да и с продюсером они работают тем же самым, что и на «Фабрике звезд». Большинство остальных – пока все еще «фабриканты» (или, как любовно называет их бессменная ведущая реалити-шоу Яна Чурикова – «полуфабрикаты»). Проследим, как развиваются их отношения с продюсерами и карьера в шоу-бизнесе. Первая «Фабрика звезд» в смысле человеческого материала для нашей эстрады оказалась очень продуктивной. Возможно, свою роль сыграла свежесть и новизна восприятия проекта, возможно, продюсер Игорь Матвиенко подошел к работе серьезно и профессионально, но почти половина его воспитанников находятся не на последних ролях в шоу-бизнесе. Из участников «ФЗ-1» Матвиенко сколотил два квартета – женскую «Фабрику» и мужские «Корни». Они вполне успешны и поныне, хотя чересчур зависят от хитмейкерских способностей продюсера. То есть если у Матвиенко написалось в год по шлягеру на группу – год можно считать удачным: гастроли, корпоративы, съемки. Альбомы при этом выходят раз в несколько лет, а собственные композиторские способности у «фабрикантов», увы, не пробудились. Правда, несколько лет назад каждый из «Корней» выпустил по сольному альбому под одной обложкой. Эксперимент вроде бы удался, но продолжения не получил – видимо, из-за занятости продюсера. Девичья «Фабрика» почти сразу превратилась в трио: красавица Маша Алалыкина ушла в учебу и семейную жизнь, а после неудачных попыток начать сольную карьеру приняла ислам. Остальные «девушки фабричные» ведут типичную жизнь российских поп-звезд – обложки, слухи о романах, телепроекты. Как может развиваться их музыкальная карьера, лишись они опеки продюсера – по-прежнему неясно. Из «ФЗ-1» вышел также музыкальный пошляк Михаил Гребенщиков. Вот он уже давно обходится без продюсера, но зрители так и не договорились, считать ли его творчество эксцентричным или попросту гадким. Загадочную Юлию Бужилову Матвиенко взял под крыло своего продюсерского центра, заявив, что для такой необычной девушки нужно придумать необычную фишку и только потом выпускать дебютный альбом. С тех пор Бужилова так и ждет обещанного – и гораздо дольше, чем три года. Впрочем, перед ее глазами положительный пример Ани Куликовой. Выпускнице первой «Фабрики звезд» пришлось ждать окончания «ФЗ-5», после чего ее объединили в дуэт с Сашей Балакиревой «КуБа» – также полностью зависящий от плодовитости композитора. Из остальных участников первого проекта можно отметить только Николая Бурлака, написавшего книгу о «Фабрике звезд». Бестселлером она не стала. «Фабрику звезд-2» возглавил продюсер Максим Фадеев, считавшийся самым стильным из наших поп-композиторов и аранжировщиков. Состав воспитанников оказался, возможно, наиболее интересным за всю историю проекта. Фадеев с энтузиазмом взялся за «полуфабрикатов» и пообещал написать за полгода почти каждому по альбому. Разумеется, заявленного темпа продюсер не выдержал. Победительница «ФЗ-2» Полина Гагарина работать с Фадеевым отказалась и перешла под крыло Игоря Крутого, чтобы через несколько лет дождаться сольного альбома. Мария Ржевская, получив от продюсера прекрасную песню «Когда я стану кошкой», так и не сумела развить свой успех: она тоже ушла от Фадеева в конкурирующую фирму, но там с музыкой как-то не задалось. Ираклий Пирцхалава и Пьер Нарцисс остались в шоу-бизнесе заметными фигурами, но заметными главным образом в качестве светских персонажей, а не музыкантов. Самые большие надежды подавала Юлия Савичева – юная, рыжая и голосистая певица под чутким руководством Максима Фадеева выпустила два отличных альбома, потом нашла себе нового хитмейкера Анастасию Максимову и закрепила успех. Однако в последнее время с Юлей творится что-то непонятное: вместо новых хитов, которые брали бы за душу также, как «Прости за любовь» или «Высоко», – телевизионные танцы и фотосессии в светских журналах. Да, так должны вести себя в России звезды, но как же жалко будет потерять в лице Савичевой по-настоящему талантливую певицу. Елена Темникова подождала несколько лет, пока Фадеев не решил использовать ее в созданном под конкурс «Евровидение» проекте «Серебро». Фабрикант Семенов тоже подождал, пока Лена вновь станет звездой, и продал в прессу откровения о совместной жизни с ней. Непостижимыми путями развиваются карьеры Елены Терлеевой и Жени Рассказовой: почти дождавшись забвения, Терлеева выскочила с парой хитов, а Рассказова выпускает альбомы и пробует себя в писательстве. Впрочем, для устойчивой популярности этого явно недостаточно. «Фабрика звезд-3» оказалась не то чтобы неудачной, но неудачливой, хотя в проекте засветились родственники настоящих звезд – Никита Малинин, Николай Сличенко, Соня Кузьмина – и артисты, которые уже пользовались относительной популярностью – Олег Добрынин из группы «Амега» и Света Светикова из мюзикла «Собор Парижской богоматери». Продюсером стал Александр Шульгин, который на финальном концерте предложил фабрикантке Юле Михальчик нечто вроде руки и сердца. В отличие от Матвиенко и Фадеева, Шульгин не планировал нянчиться с подопечными после окончания телепроекта. «Фабриканты» остались бесхозными, и их подхватил Иосиф Пригожин (женатый на бывшей жене Шульгина, певице Валерии). Все бы ничего, однако при всех своих организаторских талантах Пригожин не был композитором – поэтому третьи «фабриканты» оказались в крайне сложном репертуарном положении. Тогдашний компаньон Пригожина Виктор Дробыш объединил четырех девушек в группу «Тутси», существующую после некоторых замен в составе и поныне, и трех юношей в группу «КГБ», ничем себя не проявившую. Никита Малинин выпустил сольный альбом на Real Records и затерялся среди звезд третьего эшелона. Света Светикова меняет бойфрендов, продюсеров и мюзиклы, но к устойчивым звездам тоже не относится. Руслан Курик снялся в главной роли в одном фильме – и все. Сличенко и Кузьмину забыли на следующий день после окончания проекта. Юля Михальчик, так и не выйдя замуж за Александра Шульгина, выпустила альбом песен в стиле унылой советской эстрады и тоже притихла. Ксения Валеева и Александр Киреев неудачно поучаствовали в конкурсах молодых исполнителей, причем Киреев запомнился тем, что, исполняя мартыновскую «Лебединую верность», перепутал куплеты и заставил гордую птицу дважды покончить с собой. «Фабрика звезд-4» неожиданно для себя оказалась в эпицентре межклановой войны в российском шоу-бизнесе. После окончания телевизионной части проекта Первый канал вдрызг разругался с продюсером «ФЗ-4» Игорем Крутым. В итоге у нас на какое-то время образовалось два параллельных шоу-бизнеса: подопечным Крутого был закрыт вход на Первый канал, и они обретались на подконтрольном Игорю Яковлевичу «Муз-ТВ». Почти все артисты, не только «фабриканты», разделились на два лагеря, и каждое появление какой-нибудь звезды в стане «противника» становилось едва ли не сенсацией. Как ни странно, изоляция неплохо сказалась на четвертых «фабрикантах»: их много показывали по «Муз-ТВ» (потому что надо было что-то показывать), у них появлялись песни и, главное, возможность проявить собственный творческий потенциал. Именно на этой «Фабрике» блеснули одиозный рэппер Тимати и Доминик Джокер, ныне снабжающий песнями чуть ли не каждого артиста, мечтающего работать в стиле ар-эн-би. Какое-то время в топе была Ирина Дубцова, проявляли себя Антон Зацепин, Юрий Титов и Алекса. Однако сейчас заряд, полученный на «ФЗ-4» и в шоу-бизнесовых разборках, подысчерпался – большинство перечисленных в предыдущем предложении «звездочек» сейчас напоминают о себе лишь эпизодически. Например, бывшая жена режиссера Гигинеишвили Настя Кочеткова появляется на телеэкране ровно один раз в год – на фестивале Игоря Крутого «Новая волна», где традиционно поет каверы в трио с Ириной Дубцовой и Полиной Гагариной. Для нашего шоу-бизнеса это вообще-то нормально – о некоторых мэтрах зритель вспоминает только во время просмотра новогодних шоу – но начинающему артисту с такой периодичностью выходов на публику сложно рассчитывать на большой успех. Один выпускник «ФЗ-4», Стас Пьеха, не выдержал «войны» и перебежал от Игоря Крутого к Виктору Дробышу. Были суды, которые, как водится в шоу-бизнесе, не сильно повлияли на положение вещей: внук Эдиты Пьехи так и работает с Дробышем, но какими-то грандиозными успехами в карьере похвастать не может. Еще один питомец Игоря Крутого, Ратмир Шишков, погиб в автокатастрофе. «Фабрика звезд-5» почти официально именовалась «Фабрикой звезд Аллы Пугачевой». Примадонна щедро делилась с «полуфабрикатами» своей харизмой, а приглашенные сопродюсеры – песнями, но особенных открытий проект не принес. Звездой стала только Вика Дайнеко, которая активно участвует в различных телешоу, не забывая регулярно выдавать новые хиты и видеоклипы. Впрочем, своей популярностью она обязана чуткому руководству продюсера Игоря Матвиенко – последний балует девушку хорошими песнями, возможно, даже в ущерб другим своим подопечным, «Фабрике» и «Корням». Где-то во второй лиге застряли Елена Кукарская, Ирсен Кудикова, Михаил Мироненко (который одно время считался фаворитом Аллы Пугачевой), практически забыты Мигель, Лерика Голубева и Руслан Масюков. Михаил Веселов вошел в «дублирующий» состав ВИА «Самоцветы», Наталья Подольская известна сейчас, в первую очередь, как гражданская супруга Владимира Преснякова-младшего. По-своему замечательно сложилась судьба Елены Кауфман: выслушав справедливое мнение Аллы Пугачевой, что на «Фабрике» ей делать нечего и надо идти своим путем, Лена стала заметным явлением в так называемом инди-попе, возглавляя группу Trufelle. «Фабрику звезд-6» возглавил Виктор Дробыш, известный своим пристрастием к хард-року. В результате в «Звездный дом» к «фабрикантам» приходили даже легендарные западные музыканты, что на вкусы воспитанников повлияло не очень сильно. Четверо юношей были объединены Дробышем в группу «Челси», под Александру Гуркову продюсер не сразу, но создал хард-поп-проект «Принцесса Авеню», Алексей Хворостян, Прохор Шаляпин и Согдиана проявляют творческую активность лишь изредка. Более-менее серьезно можно говорить лишь о Дмитрии Колдуне, который успел съездить на «Евровидение» и изменить попсе с олдовым хард-роком, и Заре. Она и до «Фабрики» была достаточно популярна в Петербурге, а участие в проекте «Две звезды» принесло ей еще более широкую известность. Недавно она давала концерт в КЗЧ с программой, в которой преобладали романсы. Но хитового репертуара ей все равно не хватает, чтобы считаться настоящей звездой. Продюсером «Фабрики звезд-7» стал Константин Меладзе, долго стеснявшийся любых проявлений публичности. При всей своей душевности и профессионализме он тоже не сумел объять необъятное и написать для своих подопечных несколько десятков хитов. Неплохо продвинулся в карьере только мальчуковый дуэт «БиС». Группа «Инь-Янь» радует поклонников новыми песнями нечасто, Корнелия Манго и Дакота пожинают остатки «фабричной» популярности, Марк Тишман более известен как телеведущий. Расставаясь с вылетевшим из проекта чернокожим Филиппом Чиньянгой, К. Меладзе пообещал продолжить работу с ним, после чего об этом артисте никто больше не слышал. Даже любимица продюсера Анастасия Приходько, невнятно выступив на «Евровидении» в Москве с сильной песней авторства Константина Меладзе, решила притормозить и сейчас ожидает рождения ребенка. А продюсер, кстати, вошел во вкус и в настоящее время работает на украинской «Фабрике звезд». Как мы видим, реальная картина сильно отличается от тех мечтаний, с которыми одаренные подростки приходят на кастинги «Фабрики звезд». В принципе, несколько месяцев активных телеротаций действительно могут стать отличным стартовым капиталом для любой долгой и звездной карьеры. Однако только единицы из «полуфабрикатов» сумели распорядиться этим капиталом с умом. Да и некоторые продюсеры «ФЗ» приобрели для себя, в первую очередь, головную боль и, только во вторую, – интересных артистов. В выигрыше остается только телевидение, нашедшее в «Фабрике» яркий и драматичный формат. По идее, будущие «фабриканты» уже должны осознавать, что в реалити-шоу все не совсем так, как в жизни: более сконцентрировано, жестко и быстро. И на самом деле это идеальное испытание для тех, кто хочет за год пройти квест под названием «восход и закат поп-звезды», а потом либо постараться повторить это в масштабах своей настоящей жизни, либо попробовать себя в чем-нибудь другом.