Фото: Fotolia/PhotoXPress.ru
Недавнее сообщение о переезде в США российского менеджера, бывшего главы X5 Retail GroupЛьва Хасиса, чтобы занять место вице-президента международного подразделения Wal-Mart Stores, потрясло рынок. Мало того, что это самая большая розничная сеть на планете, Wal-Mart Stores – крупнейшая компания в мире. Она возглавляет рейтинг Fortune 500 и может стать первым бизнесом, чья выручка перевалит за $1 трлн. И вообще, российские управленцы в транснациональных корпорациях – большая редкость. Пожалуй, наибольшего успеха добились бывший вице-президент Indesit Каха Кабахидзе, сейчас глава сети «Эльдорадо», и Глеб Мишин, возглавивший восточноевропейское подразделение Acer.
Специально российских управленцев никто не игнорирует: они находятся примерно в равных условиях с коллегами из BRIC и прочих развивающихся рынков. Ни тех, ни других в западных компаниях с распростертыми объятиями не ждут. Из первых 70 компаний в Fortune Global 500 всего в четырех встречаются представители из развивающихся стран. На Западе сами себе выращивают менеджмент, а скорость, с которой делаются карьеры в России, например, может их только насторожить. Там менеджеры высшего звена, как правило, люди за 50. У нас большинству около 40 лет. Просто в силу молодости российского капитализма.
По большом счету, высшее руководство глобальных компаний представляет собой своего рода закрытый клуб, в который иностранцы попадают крайне редко. В европейских компаниях заправляют французы, немцы, британцы и голландцы. В американских – топ-менеджмент преимущественно свой, обучавшийся в местных университетах, нередко имеющий научную степень. При этом управленцы-иностранцы гораздо чаще встречаются в компаниях из сферы информационных технологий и торговли, и почти никогда – в энергетическом и сырьевом секторе.
с развивающихся рынков