Фото: Fog/Flickr.com

Эмиграция уже не один десяток лет остается одной из самых актуальных русских тем. Можно даже подумать, что это становится универсальным ответом на проклятый русский вопрос «что делать?». Пора валить. Конечно, в cети эту фразу можно встретить гораздо чаще, чем в реальной жизни. Все-таки в приличном обществе принято аргументировать позицию, а на это тему кратко не скажешь, а длинно – вроде «и так всем все ясно».

Тема эта затрагивает каждого, хотя, казалось бы, выбор места жительства в XXI веке – сугубо личное дело. Может быть, виновато фрагментарное восприятие мира, доставшееся в наследство от СССР. «Откуда это у тебя?» – спрашивала героиня «Бриллиантовой руки», держа в руках пистолет. «Оттуда!» – отвечал сквозь сон герой, и все зрители понимали глубинный смысл этого слова.

В какой-то степени сегодняшнее «пора валить» – это, скорее, голосование против всех. Чума на оба ваши дома. Но несмотря на то, что «в воздухе что-то такое витает», на уровне личного опыта массового отъезда не видно. Не так давно Леонид Бершидский в «Фейсбуке» привел статистику по эмиграции, которая отнюдь не подтверждает массовый исход. Но неужели ощущения возникают на пустом месте?

В сегодняшних «чемоданных» настроениях есть один важный момент: все предыдущие волны эмиграции имели ярко выраженный экономический аспект. При всех прочих условиях выбор в пользу «свободного мира» означал повышение материального благосостояния.

Сегодня ситуация развернулась на 180 градусов. В целом Россия (а вернее – Москва) предлагает в денежном плане более высокую отдачу. Ведь и знаменитая формула Пелевина о том, что «кто не хочет работать клоуном у пидорасов, будет работать пидорасом у клоунов» говорит лишь о трудности творческой самореализации человека в то время, как обе упомянутые писателем важные социальные функции неплохо оплачиваются.

Получается, что сегодня экономическая миграция – переезд в более крупный российский город, смена страны – антиэкономическая эмиграция. Вовсе не дауншифтинг, поскольку жизнь за рубежом вовсе не проще, чем у нас, а именно выбор в пользу иных ценностей. А людей, для которых материальные ценности не являются приоритетом, всегда мало, но они важны для общества. Собственно, в этом и заключается ответ на вопрос, почему наше общество выглядит таким меркантильным. Виноваты не американские сериалы, а естественный отбор.

Транснациональные корпорации смотрят на Москву примерно такими же глазами, как и ее жители. В последнем отчете «European Cities Monitor» респонденты (500 транснациональных компаний) единодушны: с точки зрения качества города для ведения бизнеса Москва (33-е место) обогнала лишь Осло, Рим и Афины.

Любопытно, в чем компании видят особую слабость Москвы. Во-первых, это наличие квалифицированных кадров. Предпоследнее место. Хуже только Стамбул, а восточноевропейские столицы уже стали недосягаемы. Во-вторых, низкое качество жизни. Мы снова на предпоследнем месте. В-третьих, по загрязнению окружающей среды в Европе нашей столице нет равных.

Но все равно Москва остается самым привлекательными городом: 47% компаний планируют расширение именно здесь. Прагматичные бизнесмены смотрят не на экологию и качество жизни, а на открывающиеся возможности.