© Michael Ramirez

«Ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которая у них остается».
Шарль Луи де Монтескье

Ситуация вокруг пресловутого фискального обрыва чем дальше, тем больше напоминает шахматную партию, в которой ни одна из сторон не хочет первой признать, что ничья, пожалуй, самый лучший выход из сложившейся патовой ситуации.

Вчера глава демократического большинства сената США Гарри Рид внес на рассмотрение парламентариев законопроект, позволяющий поднимать потолок госдолга распоряжением президента страны. В Белом доме полагают, что наделение президента США этими полномочиями раз и навсегда сделало бы невозможным повторение ситуации лета прошлого года, когда ожесточенные баталии между партиями по этому вечнозеленому вопросу привели к снижению рейтинга США.

В случае если предложение Рида набрало бы необходимые 60 голосов из 100, демократы обоснованно могли бы считать, что перевес в игре на их стороне. Но не тут-то было! Против резко выступили представители республиканской фракции, усмотревшие в данной новации чуть ли не попытку узурпации власти, которая прямиком ведет к превращению Барака Обамы в без пяти минут фараона всея Соединенных Североамериканских Штатов.

На самом деле, ничего экстраординарного не произошло – даже гипертрофированно нервные фондовые рынки практически не отреагировали на этот демарш. Всем понятно, что республиканцы просто сделали свой ход в ответ на отказ Белого дома принять план, который, по их разумению, мог бы лечь в основу соглашения по преодолению фискального aka бюджетного обрыва.

Не понравившийся Белому дому план предполагает увеличение поступлений от налогов за счет перекрытия различных «мелких лазеек» и отмены вычетов, а не за счет повышения базовых налоговых ставок. В письме Обаме говорится, что республиканцы согласны на повышение поступлений в бюджет на $800 млрд в течение 10 лет, а также предлагают сократить расходы за счет социальных программ на $600 млрд.

Однако у президента сотоварищи имеются на этот счет свои идеи, согласно которым в течение 10 лет налоги планируется увеличить на $1,6 трлн, а дополнительные расходы на инфраструктурные проекты должны составить $50 млрд, причем львиную долю дополнительных доходов (порядка $1 трлн) должен дать отказ от продления «налоговых каникул» имени Джорджа Буша-младшего. Помимо этого демократы предлагают за тот же срок сократить расходные статьи бюджета, включая программы медицинского страхования, на $400 млрд.

Оба плана, согласитесь, выглядят неплохо. Но! Ключевым камнем преткновения, который мешает партиям договориться и прийти к долгожданному консенсусу, является постоянное – как смена времен года – желание демократов отменить налоговые льготы для граждан, имеющих доход более $250 тысяч в год. Напомним, что сейчас максимальная налоговая ставка для состоятельных американцев, зарабатывающих от $250 до $388 тысяч, составляет 33%, а для всех, кто получает больше, она равна 35%. В случае отмены льгот ставки повысятся соответственно до 36% и 39,6%.

Дискуссия вокруг повышения потолка госдолга является по сути продолжением предвыборных баталий, однако теперь, когда гонка президентских амбиций осталась позади, стороны должны отказаться от порочной практики многомесячных прений и прийти к компромиссу, поскольку долго балансировать на краю фискального обрыва без ущерба для экономического роста страны невозможно.

Есть ощущение, что партия переходит в эндшпиль, и решение будет найдено – если не до конца года, то в начале следующего. Как правильно заметил финансовый гуру Уоррен Баффет, «в глазах остального мира мы можем выглядеть идиотами, но мы не самоубийцы. Я надеюсь, что что-нибудь будет сделано до 1 января, но я не ожидаю катастрофы, если этот срок немного сдвинется». Что ж, в практичности американцам не откажет, пожалуй, никто. Поэтому остается запастись терпением (чуть было не написала – попкорном) и ждать, когда игроки сделают следующий ход.