© gizmodo.com

1 февраля в США состоялась премьера сериала «House of Cards» режиссера Дэвида Финчера с Кевином Спейси в главной роли (сейчас идет по «Первому» под названием «Карточный домик»). Это первое телешоу, полностью созданное на деньги компании Netflix, которая прежде лишь доставляла зрителям чужие фильмы, будучи крупнейшим сервисом интернет-стриминга кино и сериалов. Политический триллер, два сезона которых обошлись Netflix в $100 млн, претендует стать поворотным моментом в истории американского телевидения. Ведь Netflix – регулярный участник разнообразных рейтингов самых инновационных компаний и может сильно изменить правила игры, сложившиеся на телевизионном рынке. 
За пятнадцать лет существования Netflix уже делала это: несколько раз кардинально перестраивала свою бизнес-модель и в результате сильно изменяла окружающий мир. Один из секретов ее завидной живучести – уникальная корпоративная культура, основные постулаты которой собраны в этой презентации. Технический директор Facebook Шерил Сэндберг, второй человек в компании после Марка Цукерберга, недавно назвала эту инструкцию без малого «важнейшим документом в истории Кремниевой долины». Необычный подход к менеджменту – не редкость в технологической индустрии, но даже на общем фоне Netflix выделяется. Slon изучил эти корпоративные принципы и посмотрел, как они влияли на бизнес компании и действительно ли всегда приносили Netflix успех.

Бюрократия – дело хорошее, но вредное Принцип Netflix: Приверженность бюрократическим процедурам в краткосрочной перспективе позволяет добиваться успеха, однако когда рынок меняется в результате технологических инноваций или появления новых бизнес-моделей, они губят компанию. О том, как легко динамичные компании могут разрушить бизнес забюрократизированных мастодонтов, в Netflix знают лучше других.

История этой компании и началась с того, что она решила снять скальпы с лидеров рынка, когда в 1997 году Рид Хастингс осознал, что традиционные видеопрокаты – полный отстой. 

Эра кассет VHS заканчивалась, на смену им пришли DVD. И это все меняло: диски можно было легко посылать по почте. Интернет же позволял выбирать фильмы, не выходя из дома. Netflix удалось добавить к этому инсайту интересную бизнес-модель: за $19,95 в месяц клиенты могли заказывать дисков сколько хочется, но не больше трех за один раз – и новую партию можно было получить, только сдав предыдущую, при этом никаких штрафов за задержку Netflix не брала. Эта система оказалась настолько привлекательной, что старые видеопрокаты быстро потеряли актуальность. Бюрократы Blockbuster, чья сеть насчитывала тысячи магазинов и являлась прежде лидером, слишком долго пытались разобраться, что тут происходит. В 2011 году Blockbuster подал на банкротство.

Свобода приносит больше денег, чем несвобода Принцип Netfllx: Идеальные менеджеры умеют приносить результат, создавая правильный контекст для талантливых людей, а не контролируя их. Как успешно соперничать с гигантами вроде HBO, у которых накоплены десятилетия опыта по созданию качественного контента? Только нанимая самых талантливых людей и предоставляя им беспрецедентную свободу. Netflix удалось соблазнить режиссера Дэвида Финчера (автора фильмов «Социальная сеть», «Бойцовский клуб» и так далее), предложив крайне выгодные условия: деньги вперед, договор сразу на несколько сезонов, отказ от форматных условностей и никакого вмешательства в творческие процессы. В случае с «House of Cards» это сработало. Сериал вряд ли станет лучшим шоу года, но, судя по реакции критиков, Netflix с первого раза удалось создать претендента в самой тяжелой весовой категории. В ближайшие три года Netflix собирается проинвестировать в новые сериалы около $500 млн, выпуская каждый год около пяти эксклюзивных шоу. Следующий на очереди после «House of Cards» – культовый сериал «Arrested Development», когда-то отмененный телекомпанией FOX из-за низких рейтингов.

Лишние правила вредят
Принцип Netflix: У нас нет никакого дресс-кода, тем не менее люди не приходят голыми. Иногда правила – это лишнее.
В компании еще в начале века решили полностью отказаться от практики ограничения отпусков. Теперь любой сотрудник может отдыхать столько, сколько ему взбредет в голову, главное – делать это ответственно. Стали ли в Netflix после этого проводить в отпуске больше времени или, наоборот, меньше? Неизвестно: компания не ведет подобной статистики. 

По словам Хастингса, топ-менеджмент пытается подавать пример подчиненным, покидая рабочее место «действительно надолго».

Чем больше ошибаешься, тем больше заработаешь Принцип Netflix: В медицине или атомной энергетике ошибки дешевле предотвращать, нежели исправлять. В технологической сфере все наоборот. А это немного наивный принцип, над которым особенно хочется посмеяться в свете событий, произошедших с Netflix осенью позапрошлого года. Тогда Рид Хастингс решил выделить бизнес по аренде DVD в отдельную компанию под названием Qwikster. Клиентам Netflix, которые хотели и дальше получать диски по почте, предстояло переподписаться на новый сервис. Этот шаг должен был стать символом бесповоротного изменения рынка: Netflix окончательно становилась интернет-компанией. Решение Netflix вызвало волну негодования. Акции в считаные недели подешевели с $300 до $80, более $10 млрд капитализации испарились, словно их и не существовало. На этой волне около 10% акций скупил знаменитый инвестор Карл Икан: обычно это означает, что компании грозят серьезные перестановки в топ-менеджменте и возможная продажа. В результате через месяц Рид Хастингс был вынужден отказаться от своих планов. Идею Qwikster похоронили. Действительно ли эту ошибку было легче исправить, чем предотвратить? «Очень редко компании умирают, потому что они двигаются слишком быстро. Зато очень часто компании умирают, потому что они двигаются слишком медленно», – говорит Хастингс. Главное, наверное, выбрать правильное движение и не заходить слишком далеко.

Секрет простоты – в сложности Принцип Netflix: Чтобы достичь простоты в бизнесе, однажды придется резко все усложнить. В 2007 году в лабораториях Netflix полным ходом шла разработка секретного проекта «Гриффон». Это пафосное название дали черному прямоугольному гаджету, который люди должны были подключать к собственным телевизорам, чтобы насладиться доступом к интернет-сервису Netflix. Это была простая и понятная концепция.

«Гриффон» был отменен всего за несколько недель до официального старта. Похоронил его сам автор идеи – Рид Хастингс. 

В последний момент CEO компании решил пойти менее очевидным и явно более сложным на тот момент путем: сделать Netflix доступным на всех возможных устройствах – от видеоконсолей Xbox до iPhone. Рискованный ход полностью оправдал себя. Сегодня около 30 миллионов подписчиков воспринимают Netflix как сервис, к которому они могут получить доступ на любом устройстве. Крайне ценное качество в нашем многоэкранном мире.

Хотите расти? Нужны элитные бойцы
Принцип Netflix: С ростом компании ее бизнес становится сложнее. Одновременно она вынуждена нанимать больше сотрудников, что обычно приводит к понижению концентрации талантливых людей. Результат – менее талантливая команда вынуждена решать более сложные задачи. Выход – тратить любые средства на привлечение элитных сотрудников.
Компании Кремниевой долины известны своей щедростью. Однако Netflix выделяется даже на этом фоне на людей здесь денег не жалеют. Каждый год зарплаты в компании пересчитываются в зависимости от ситуации на рынке труда. Если вдруг спрос на какую-нибудь профессию стремительно вырос, то работающие в этой области специалисты Netflix должны получить существенную прибавку: иначе их уведут конкуренты. Иногда это приводит к тому, что зарплата человека за один год может увеличиться на 50%. Netflix также позволяет сотрудникам самостоятельно выбирать, как они хотят получать зарплату, – акциями или деньгами. Однако, чтобы поддерживать уровень команды на уровне, нужно в то же время и без лишних сомнений избавляться от балласта. «Нужно быть не семьей, а командой. Чтобы быть действительно профессиональной командой, нужно увольнять людей», гласит один из принципов Netflix. В компании платят гигантское выходное пособие. Считается, что из-за этого менеджеры меньше переживают, когда отправляют своих подчиненных на улицу.