Экологи из Мичиганского университета нашли новую угрозу для существования человечества, более серьезную, чем рост народонаселения, который, кстати, начинает сокращаться и который хотя бы в принципе можно ограничить. Недавно ушедший от нас профессор Сергей Капица утверждал, что этот рост закончится на цифре 17 миллиардов и случится это во второй половине века. 

Куда более серьезная опасность, по мнению мичиганской команды, до сих пор недооцененная, кроется в том, что семьи сокращаются по числу членов, а их количество непрестанно растет. Об этом ученые сообщили в онлайн-издании журнала Population and Environment.

Что хорошо в росте количества семей, так это то, что они препятствуют росту численности населения. Исследование по этому поводу было проведено еще в 2003 году на примере демографической динамики в период 1985–2000 годов. Но это и единственно хорошее. Мичиганская группа проанализировала ситуацию с семьями начиная с 1600 года и пришла к выводу, что если среднее количество членов семьи в 1893 году составляло примерно пять человек, то к нашему времени оно сократилось до 2,5 человека, причем резкое сокращение численности семей началось в 1987 году. По данным, полученным мичиганскими исследователями, этот процесс происходит во всех странах.

Объясняется это усиливающимся стремлением людей жить в одиночестве, с возрастающим нежеланием молодых людей официально заключать браки и спешить с заведением потомства. Но каковы бы ни были причины, это приводит к одному и тому же – к большим расходам строительных материалов на создание дома, на потребление продуктов, вывоз мусора и т. д. 

Новые дома вдобавок требуют новых дорог, новых площадей под дворы, больше квадратных метров и больше систем обслуживания. Увеличение количества семей уже сегодня привело к удвоению количества домов на душу населения, утверждают ученые. По их мнению, даже при нулевом росте населения экологический и ресурсный удар роста все уменьшающихся по численности семей может оказаться непереносимым для систем поддержания жизни.

Чтобы понять, в чем конкретно уже сейчас это выражается: взгляните на 10-балльные московские пробки – люди готовы потратить весь день на сидение в отдельной машине, тем самым обессмысливая идею быстрого автопередвижения.