Фото: Михаил Джапаридзе / ТАСС

Компания «Максима Телеком», которая не раскрывает ни своих акционеров, ни большую часть бизнес-показателей, уже вложила в wi-fi в московском метро 2 млрд рублей. Эти деньги рассчитывают вернуть в течение семи лет. Slon разобрался, насколько это достижимо и какие существуют способы это сделать.

Кто построил интернет в метро?

Компания «Максима Телеком». Именно она в июле 2013 года выиграла аукцион, победитель которого должен был обеспечить доступ «к ресурсам сети интернет» в поездах, движущихся со скоростью «до 80 км в час с задержкой не более 500 мс». По информации об аукционе на сайте ГУП «Московский метрополитен», «Максима Телеком» была его единственным участником.

«Максима» появилась в 2004 году, одним из ее учредителей был системный интегратор ЗАО «Энвижн групп». Сейчас «Энвижн» полностью принадлежит АФК «Система» бизнесмена Владимира Евтушенкова и не участвует в капитале «Максимы». Известно, что контрольный пакет компании принадлежит группе частных инвесторов, включая Сергея Асланяна, бывшего топ-менеджера «Системы».

«Максима» не сама прокладывала интернет, она отдала подряд компании «Энвижн групп», то есть АФК «Система».

По данным СПАРК, до недавнего времени «Максима» была прибыльной, а в 2013 году показала убыток 16,2 млн рублей. (Финансовую отчетность в компании не комментируют.)

Как это работает?

Wi-fi есть на всех двенадцати линиях Московского метрополитена.

Ранее оснащение интернетом московского метро сочли финансово непривлекательным крупнейшие игроки телекома

По всей длине тоннеля каждые 450 метров стоят базовые станции, а на первом и последнем вагонах состава есть антенны, которые перескакивают с одной станции на другую. В головах поездов также стоят станции, которые передают сигнал точкам доступа в каждом вагоне. Поезд подключен к сети на скорости до 100 Мбит/сек, оборудование установлено более чем в 5100 вагонах. Линии беспроводного интернета протянулись на 330 км, это почти расстояние от Кремля до Смоленска. Строить wi-fi стали в сентябре 2013 года, а на всех линиях он был запущен 1 декабря 2014 года.

Сколько это стоило?

По словам Ильи Грабовского, руководителя пиар-департамента «Максимы Телеком», на wi-fi в метро потратили 1,8 млрд рублей. Но к сегодняшнему моменту бюджет проекта вырос примерно до 2 млрд рублей за счет оборудования новых станций и вагонов и других работ. По словам Грабовского, это исключительно собственные и заемные средства компании.

Как вернуть вложенные деньги?

«Максима Телеком» планирует вернуть инвестиции в течение семи лет, при этом wi-fi останется бесплатным для пассажиров (это требование аукциона). Главный источник дохода — реклама на портале Vmet.ro, стартовой странице сервиса.

Почему сайт расположился в румынском домене (.ro)?

Только для красоты.

Много ли пассажиров пользуются wi-fi в метро?

Сейчас у Vmet.ro, по данным компании, 1,1 млн уникальных пользователей в день, за апрель — 8,3 млн уникальных пользователей. По данным сайта Московского метрополитена, в среднем пассажиропоток составляет примерно 7 млн человек, в будни доходит до 9 млн. Если предположить, что большинство пассажиров спускаются в метро не менее двух раз в день (поездка туда-обратно), то число уникальных пассажиров в московской подземке может составить около 4 млн. Получается, более 25% пассажиров, включая детей и стариков, уже пользуются wi-fi. Однако даже невооруженным глазом видно, что это не так.

Два источника Slon на рынке считают проект заведомо убыточным; по их словам, в ближайшие годы «Максима Телеком» должна выиграть новый конкурс, покрывающий расходы

По данным TNS Web Index Mobile, в феврале 2015 года на сайт хотя бы один раз за средний день месяца заходили почти 543 тысячи человек. То есть, чтобы выйти на заявляемые сегодня компанией метрики, за два месяца аудитория должна была вырасти вдвое. В исследовании также говорится, что Vmet.ro за февраль входит в топ-10 ресурсов, посещаемых с мобильных устройств в Москве. Vmet.ro обогнал LiveJournal.com и Mos.ru, но уступает сайтам поисковиков, соцсетей «ВКонтакте» и Facebook, порталу Mail.ru, «Википедии» и YouTube.

Как именно Vmet.ro зарабатывает на рекламе?

При подключении к интернету пользователь видит на экране смартфона или планшета полноэкранный баннер — на него приходится 70% всей рекламы (инвентаря), задействованной «Максимой». Тысяча показов (CPM) такого баннера, если он не анимирован, в течение 10 секунд стоят 800 рублей; но обычно на рекламном рынке клиентам предоставляется скидка.

Баннер, который разворачивается на весь экран при переходе с домена на домен, стоит 600 рублей за 1000 показов. Реклама есть и на сайте Vmet.ro. Но лучше всего продается брендирование страницы авторизации. Оно обходится в 1 млн рублей в сутки (тоже без учета скидок).

Кто покупает рекламу?

Производители товаров повседневного спроса. Axe в день солнечного затмения приглашал пользователей на канал YouTube посмотреть трансляцию или ролик. Dettol учил пассажиров борьбе с микробами через приложение с дополненной реальностью. Рекламные кампании в метро проводили Red Bull, Lenovo, блокбастер «Мстители».

По словам директора интернет-бизнеса «Максимы» Артема Пуликова, средний CTR (число кликнувших к общему числу увидевших рекламу) баннеров в Vmet.ro составляет 2,5%. Это высокий показатель, хотя кликабельность для кампаний на мобильных устройствах уже давно не главное: показ баннеров работает на имидж бренда, даже если пользователь не перешел по ссылке.

Можно ли обойти рекламу?