Столица Габона Либревиль

Столица Габона Либревиль

cabinet2g.com/h

Обычный человек мало что знает про Африку. В сознании среднего интеллигента она делится на три региона: арабский Север, ЮАР на юге и Черную Африку между ними. Во многом наш образ Черной Африки исчерпывается фразой: «Раньше это были колонии европейских государств, а теперь очень бедные страны, управляемые коррумпированными диктаторами». С учетом того, что СМИ во многом склонны игнорировать африканские события – например, убийство полицейским одного чернокожего в США привлекает больше внимания, чем массовая резня в Кении, – зачастую никакого развития эта картина мира не получает.

Между тем страны Черной Африки довольно разные. Среди них есть бывшие английские и французские, испанские и португальские колонии, а есть и Либерия, никогда не бывшая колонией, и Эфиопия, бывшая колонией только несколько лет при Муссолини. Есть страны демократические (например, Замбия), авторитарные (Гамбия) и откровенно диктаторские (Эритрея). Есть страны бедные (Намибия), очень бедные (Нигерия) и запредельно нищие (Зимбабве). И есть страна, которую бедной – особенно по африканским стандартам – назвать не повернется язык, страна, ВВП на душу населения у которой почти такой же, как в России (около $24 тысяч). Это Габон.

Независимость и диктатура

Габон – часть бывшей Французской Экваториальной Африки. Это небольшая страна, население которой, по самым последним оценкам, составляет 1,8 млн человек, из которых примерно треть живет в столице страны, Либревиле. Габон расположен на экваторе у побережья Атлантического океана. Климат умеренный и приятный для жизни: температура весь год колеблется в районе 22–30 градусов.

Габон стал независимым в 1960 году. Довольно быстро в молодом государстве установился диктаторский режим Леона Мба – бывшего сотрудника колониальной администрации с довольно темным прошлым: в свое время он был последователем традиционной африканской религии бвити, основанной на потреблении наркотических веществ, а также ходили слухи, что он был связан с коммунистами. Мба ввел в стране однопартийную систему и выборы из одной кандидатуры, при этом все обвинения в диктаторских методах правления он отвергал, а свою партию назвал Габонский демократический блок.

Установление диктатуры Мба не понравилась габонской армии (следует помнить, что всего военных в стране было тогда около 600 человек). Ночью с 17 на 18 февраля 1964 года группа из 150 человек взяла штурмом президентский дворец, разбудила спящего Леона Мба и объявила ему, что его правление подошло к концу. Пока парламент и вице-президент разбирались, что к чему, армия уже контролировала весь Либревиль. Сам Мба был вынужден зачитать радиообращение, в котором он признавал свое поражение: «Пришел день расплаты. Беззаконие перешло все границы. Народ терпелив, но его терпению есть предел. И этот предел наступил».

Свержение Мба, однако, вызвало большое неприятие в Париже: Франции, несмотря на уверения военных о продолжении профранцузского курса, было куда спокойнее работать с проверенным партнером. Шарль де Голль принял решение послать в Габон войска и подавить переворот. Что и было сделано в тот же день 18 февраля: в Либревиль были отправлены войска под командованием генерала Рене Кони, которые свергли временное правительство и вернули «законного президента» Леона Мба к власти.

«Пришел день расплаты. Беззаконие перешло все границы. Народ терпелив, но его терпению есть предел. И этот предел наступил»

Теперь Мба фактически стал марионеткой Франции – и в качестве таковой воспринимался и простыми габонцами. По указанию Парижа он был вынужден допустить оппозицию к выборам – и чуть не потерял большинство в парламенте, набрав 55,4% голосов при 44,6% у оппозиции. Оппозиция завила о том, что результаты были сфальсифицированы, и провела серию демонстраций, на которых Мба называли «президентом французов». Мба ответил возвращением к диктаторскому режиму: все оппозиционные партии были запрещены, и на следующих «выборах» в 1967 году в бюллетенях снова был только один Габонский демократический блок. Насладиться победой Мба не смог: в том же году он умер от рака, и к власти пришел его вице-президент Альбер Бернар Бонго. Этот человек оставался у руля до 2009 года, и именно он во многом сформировал современный Габон.

Президент Бонго и его Габон

Омар Бонго на встрече с Жаком Шираком. 2006

EPA / OLIVER WEIKEN

Придя к власти, Бонго продолжил править страной диктаторскими методами, как и его предшественник. Франции, у которой как раз случился 1968 год, было не до Габона, а в самой стране сил гражданского общества было явно недостаточно, чтобы принудить президента к демократическим реформам. Так что Бонго мог делать более-менее все, что хотел, но, к счастью для Габона, жестоким или тщеславным человеком он не был. Например, он помиловал заговорщиков, свергнувших Леона Мба в 1964 году, сказав, что «прощение – это лучший способ отомстить». В 1973 году он принял ислам и сменил имя с Альбер Бернар на Омар. Под именем Омара Бонго он и вошел в историю.