Вейп-фестиваль в Херндоне, Вирджиния.

Вейп-фестиваль в Херндоне, Вирджиния.

The Washington Post via Getty Images / Bill O'Leary

Табачный бизнес последние несколько лет пребывает в незавидном положении, несмотря на то что объем мирового рынка табака и размер выручки табачных компаний ежегодно показывают рост. Индустрия, производящая заведомо опасный для здоровья продукт, вынуждена постоянно искать баланс между затратами на стимулирование падающего спроса и растущими налогами на свою продукцию.

Ужесточаются требования к маркировке, рекламе, наложен запрет на спонсорство и продажу в некоторых торговых точках, в перспективе – повышение цены в силу повышения ставки акциза до 80%, рекомендованных ВОЗ. Нелегкие условия для производителей табака – результат совместных усилий стран – участников рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака (РКБТ ВОЗ), которые стремятся сократить заболеваемость, смертность, а также расходы, связанные с лечением болезней, вызванных табакокурением.

Россия также является членом РКБТ ВОЗ, и нельзя сказать, что номинально выполняет предписания рамочной конвенции. С 2013 года Россией задействованы самые эффективные меры в борьбе с курением: полный запрет на рекламу и спонсорство, ограничение на экспозицию в торговых залах, полный запрет на курение в общественных местах, а также повышение акцизов на табачную продукцию. Последнее, например, увеличило поступления в бюджет за счет взимания акциза с табачных продуктов до 314 млрд рублей, что на 64 млрд рублей больше по сравнению с уровнем 2012 года, когда фискальные меры по ограничению потребления табака еще не нашли своего отражения в налоговой политике.

Не все потеряно

Действительно, возможности маневра для табачных компаний в такой ситуации ограничены. Например, табачным гигантам нет смысла прикладывать усилия по сохранению/повышению спроса на европейском рынке, где размер акциза на сигареты достигает 70–80% от реализационной цены и означает стоимость одной пачки около €5–10.

Многолетние образовательные кампании и высокая стоимость потребления табака (дополнительным налогом облагаются даже торговые точки, продающие табачные изделия) в Азиатско-Тихоокеанском регионе также влияют на стабильное снижение спроса на сигареты. В Австралии, по данным Министерства здравоохранения, число курильщиков с 2007 года ежегодно сокращается на 2% и, по данным на 2013 год, составляет 13% населения.

Имело бы смысл реализовывать свою продукцию на китайском рынке, в стране, где проживает одна треть всех курильщиков на земле (300 млн человек). Но столь прибыльный бизнес уже монополизирован государством. Масштабы производства табака в Китае таковы, что доля рынка госкомпании China Tobacco больше суммарной доли рынка «большой тройки» табачных компаний (Philip Morris, British American Tobacco, Japan Tobacco International). Поэтому несколько лет назад табачные компании сделали ставку на электронные сигареты.