Нефть

Нефть

Getty Images / Ulrich Baumgarten

В конце ноября Государственная дума приняла решение сохранить действующую таможенную пошлину на нефть Urals при цене, превышающей $182,5 за тонну. Ранее планировалось, что пошлина будет снижена с 42% до 36%, однако из-за девальвации это решение было пересмотрено. По оценкам Минфина, это принесет федеральному бюджету дополнительные 200 млрд рублей. Учитывая продолжающееся ослабление рубля, приблизившегося к отметке 70 рублей за доллар, и падение нефтяных котировок (в начале декабря цены опускались даже ниже $40 за баррель), скорее всего, экспортная пошлина и дальше останется неизменной, а ставка НДПИ будет расти.

Однако возымеют ли в действительности правительственные меры должный эффект, большой вопрос. Нефтяная отрасль, конечно, выигрывает от девальвации: компании зарабатывают в валюте, а тратят в рублях. Но эффект сводится на нет из-за снижения нефтяных цен и удорожания поставок импортного оборудования – последствия этого можно увидеть в отчетности четырех крупнейших нефтяных компаний России («Роснефть», «Лукойл», «Сургутнефтегаз», «Газпромнефть»). За первые шесть месяцев 2015 года их совокупная чистая прибыль в рублях снизилась в среднем на 14,6% по сравнению с январем – июнем 2014 года. Одна из причин – рост капитальных расходов, за тот же период в годовом выражении составивший 24,5%.

Возможности сокращать капиталовложения у компаний нет, в противном случае они столкнутся с риском падения нефтедобычи. Среднесуточная добыча к концу октября сократилась до 10,52 млн баррелей (в мае пик был 10,73 млн баррелей в день).

Нефть в обмен на зерно

Если правительство пойдет на повышение налогов, отрасль будет ждать падение добычи, что в перспективе негативно отразится на поступлениях в бюджет. С падением нефтяных доходов, от которых критическим образом зависел бюджет, а также поставки импортного продовольствия, сталкивались еще в СССР во второй половине 1980-х.

Основу экспортного потенциала Советского Союза составляла нефть западносибирских месторождений, разведанных в первой половине 1960-х годов. Прирост экспорта сопровождался резким увеличением нефтяных цен, произошедшим в результате эмбарго стран ОПЕК (1973) и революции в Иране (1979). Если в 1970 году среднегодовая цена барреля Brent составляла $20,6 (здесь и далее – в долларах 2015 года), в 1975-м – $53,5, то в 1980 году – $107,4.