Владимир Путин и президент РСПП Александр Шохин во время встречи в резиденции Ново-Огарево.

Владимир Путин и президент РСПП Александр Шохин во время встречи в резиденции Ново-Огарево.

Алексей Дружинин / пресс-служба президента РФ / ИТАР-ТАСС

Пятнадцатого февраля на встрече с председателем Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александром Шохиным президент России Владимир Путин был странно подозрительным. Такие встречи бывают примерно раз в два года – казалось бы, очередной рутинный официоз. Но не в этот раз: теперь не бизнес апеллировал к президенту, а президент сделал предложение, от которого лучше не отказываться. Предложение в высшей степени странное: проводить на площадке АП ежеквартальные встречи силовиков и предпринимателей. Зачем волки прикрываются овечьими шкурами?

Предложение настолько необычное, что в прессе практически невозможно найти адекватного объяснения, даже со стороны весьма информированных колумнистов и журналистов. «Кремль возлагает на себя функции третейского судьи», – пишет Кирилл Лятс в Slon Magazine. «Владимир Путин уверен: будущее российского бизнеса проблемно настолько, что бессмысленно экономить на его поддержке хотя бы в такой форме», – замысловато полагает Дмитрий Бутрин из «Коммерсанта». «Ведомости» обошлись информационным сообщением на эту тему без трактовки. РБК привело свою версию: это очередная попытка оптимизации надзорно-контрольных органов, вспомнив про разочарованного в прежних усилиях помощника президента Андрея Белоусова. Forbes просто пересказал новость, так же как и «Коммерсантъ». Никаких утечек, анонимных источников. Как хотите, так и понимайте.

Странность предложения Путина состоит в том, что помогать бизнесу собираются тогда, когда он вроде об этом и не просил. Точнее, просит бизнес совсем не об этом. Что нужно бизнесу сегодня? Банальный набор предпринимателя: снижение налогов, административных барьеров, числа проверок. Это вопросы диалога с правительством. Ошибочно и понимать под «силовиками» контрольно-надзорные органы, которые, как правило, находятся в подчинении либо премьера, либо отраслевых министерств и являются вполне гражданскими. Есть и более общие вопросы: коррупция, зависимость судебной системы, монополизация рынков. Это уже вопрос структурных реформ, что тоже в повестке правительства, но никак не силовых структур.

В отношениях бизнеса и правоохранительных органов есть два набора острых тем.