Герман Греф на  XX Петербургском международном экономическом форуме

Герман Греф на XX Петербургском международном экономическом форуме

Владимир Астапкович / РИА Новости

Если вы думали, что сервис частных водителей Uber придумали в Калифорнии, вы глубоко заблуждались: на самом деле он прекрасно работал еще в Ленинграде 1980-х. Об этом сообщил слушателям Петербургского международного экономического форума на сессии с говорящим названием «Изменись или умри» сооснователь финансового стартапа Square Джим Маккелви.

«Впервые я воспользовался подобной услугой 30 лет назад в вашем городе, где любая машина с одним водителем была готова для совместного использования (ride-share). Вы могли проголосовать и ехать в любую точку города. Поразительно!» – поделился пятидесятилетний предприниматель, чья компания оценивается на бирже в $2,9 млрд.

Одинокие инноваторы

За специфическим юмором Маккелви кроется вполне научная проблема. Выходцы из России придумали лампу накаливания, запустили первый спутник в космос, получили две Нобелевских премии за исследования лазеров, научились передавать радиоволны, построили первый электронный цифровой компьютер в Европе, разработали методику гидроразрыва нефтеносного пласта, перечислил на панели ПМЭФ профессор MIT Лорен Грэхем, изучающий историю российской и советской науки уже более полувека. Но почему тогда сейчас мы не знаем ни одной глобально конкурентоспособной российской компании в этих отраслях, тогда как гидроразрыв пласта лег в основу американской, а не российской сланцевой революции?

России нужно развитие общества, где «одинокие идеи» изобретателей смогли бы найти себе применение и быть не только блестящими сами по себе, но и коммерчески успешными. Список условий для создания такого общества известен: демократия, свободный рынок, хорошая судебная система, защита прав интеллектуальной собственности и так далее, перечислил он. Хотеть прорывных нанотехнологий и 3D-принтеров без создания качественной социальной среды – это все равно что требовать «молока без коровы», был категоричен Грэхем.

«Мы знаем много примеров из истории развития государств в мире, когда политический режим мог быть абсолютно разным, но государства становились очень инновационными», – попытался возразить ему глава Сбербанка Герман Греф.

Мы не в XVII веке, и нынешние реалии все-таки требуют от желающих преуспеть обществ такого устройства, где творческим личностям было бы максимально комфортно созидать и двигать вперед экономику знаний, остался непоколебим американский ученый. Современная авторитарная Россия этому требованию явно не соответствует, сказал Грэхем.

Другие участники дискуссии – от вице-премьера России Аркадия Дворковича и гендиректора «Яндекса» Аркадия Воложа до топ-менеджеров Boeing и Google – не стали касаться вопроса смены политического режима Владимира Путина и больше говорили о бизнесе и госуправлении.

«У нас начались сложности»

Китайскому миллиардеру Джеку Ма, который основал платежную систему Alibaba и интернет-ритейлер AliExpress, крайне повезло. До появления его сервисов «весь Китай сидел на кэше» и в стране была плохо организована логистика, поэтому его компаниям удалось быстро приучить более 400 млн человек пользоваться своими более удобными сервисами, пересказал Греф свою недавнюю беседу с Ма. Китаец признался главе крупнейшего российского банка, что ключевым фактором его успеха было то, что правительство КНР не мешало ему развиваться. «А вот теперь оно начинает нас регулировать, у нас начались сложности», – передал Греф слова Ма.