Согласно заявлению Всемирной организации здравоохранения, основной причиной нетрудоспособности в мире являются не болезни сердца, не инсульт и не травмы, а депрессия. Ею, показывают оценки организации, страдают более 300 млн человек, то есть свыше 4% глобального населения. В богатых странах проблема еще острее: например, в США 6,7% взрослых и 11% молодых людей 18–25 лет признаются, что проходили или проходят через депрессию.
Несмотря на такую статистику, наука по-прежнему не может точно назвать причины возникновения этого расстройства. Многие считают, что оно появляется из-за некоего дисбаланса веществ, – это мнение распространено не только среди пациентов, но и среди специалистов. «По всему миру [врачей] поощряли сообщать пациентам, что депрессия, по сути, просто результат спонтанного химического дисбаланса у них в мозге, – она вызывается низким уровнем серотонина или природным недостатком какого-нибудь другого вещества. Ее причина не ваша жизнь, а ваш поломанный мозг», – констатирует в своей новой книге британский писатель и журналист Йохан Хари.
Хари – автор с небезупречной репутацией (в 2011 году его как журналиста обвиняли в плагиате), однако здесь он прав. Теорию о том, что депрессия вызывается нарушением баланса серотонина и/или других биогенных аминов, слышали все. Она кажется логичной и звучит научно, но проблема в том, что ее даже сложно назвать теорией. Теории проверяются, перепроверяются и доказываются, как было с гравитацией или эволюцией. С «моноаминовой теорией» депрессии все иначе. Она возникла более 50 лет назад, когда было замечено, что повышение концентрации моноаминов позволяет облегчать симптомы депрессии, и получила поддержку, потому что объясняла действие антидепрессантов, разработанных в 1950–1960-х. Но чем дальше, тем менее состоятельной она оказывалась.