Граффити у входа в посольство России, Лондон. Фото: Hannah McKay / Reuters

Граффити у входа в посольство России, Лондон. Фото: Hannah McKay / Reuters

Посткрымская конфронтация между Россией и Западом до поры старательно обходила стороной российский средний класс. Казалось, если не все, то многое для него оставалось по-прежнему, и в первую очередь – свобода путешествий. Конечно, санкции (главным образом российские контрмеры) ударили по торговле и импорту, сузив выбор потребителя. Однако об ограничениях, связанных с изменениями в работе дипломатических миссий, речь не шла. Более того, даже последние решения, вызванные делом Скрипаля, формально преследовали лишь цели высокой политики, не затрагивающие интересы рядовых россиян и не перечеркивающие их планы – отпускные, образовательные, карьерные.

«Ни одно из действий, которые мы предпринимаем, не направлено на нанесение ущерба законной деятельности или препятствование контактам между нашими народами, – заявила глава британского правительства Тереза Мэй в ходе выступления в парламенте. – У нас нет разногласий с народом России».

Но похоже, ситуация все больше выходит из-под контроля.

«Дипломатия в кризисе, – описал происходящее главный редактор журнала “Россия в глобальной политике” Федор Лукьянов. – По идее ее задача даже в самые острые моменты – сохранять коммуникацию и каналы связи. То, что происходит сегодня, похоже на отрицание самой этой функции».

Когда дипломатия перестает выполнять свои базовые функции, культурные, деловые и социальные контакты между странами безжалостно рвутся. К каким последствиям для россиян это приводит? Для наглядности – несколько графиков.