Ольга Васильева. Фото: Дмитрий Духанин / Коммерсантъ

Ольга Васильева. Фото: Дмитрий Духанин / Коммерсантъ

Новый состав правительства выглядит необычным сочетанием жестких финансистов, которые займутся оптимизацией социальных обязательств государства, и идеологических кадров с опытом проведения политики в области продвижения патриотических, духовных, нравственных ценностей. Как это может работать?

Оптимизация социального

С одной стороны, если не исчезает полностью (это невозможно), то серьезно снижается противостояние между финансово-экономическим и социальным блоками правительства. Теперь во главе первого – новоиспеченный первый вице-премьер Антон Силуанов, сохранивший за собой пост министра финансов. Второй возглавила Татьяна Голикова, имеющая большой опыт работы в Минфине. В результате сопротивление «социальщиков» повышению пенсионного возраста быстро прекратилось еще до формального вступления Голиковой в должность вице-премьера. Политическое решение принято, и его надо исполнять или уходить. А добровольные отставки в современной российской власти не приняты – можно прослыть дезертиром и не получить новой престижной должности, пусть даже и в частном секторе. Поэтому разница пенсионных проектов «финансистов» и «социальщиков» только в масштабах повышения. Первые предлагают вариант 65 лет для мужчин и 63 года для женщин, вторые – 65 к 60, то есть с сохранением нынешней пропорции. Это немаловажные – предложения «социальщиков» лучше учитывают психологию россиян – но все же частности.

Понятно, что дело не только в пенсионном возрасте – это просто самый острый, психологически некомфортный для россиян вопрос. Но есть и другие. Например, отмена льготной ставки НДС как альтернатива повышению налогов. В настоящее время этот налог по 10%-ной ставке взимается с продуктов питания за исключением деликатесов, а также с товаров для детей, книг, учебников и лекарств. Осенью 2016 года Минфин, возглавляемый Силуановым, уже выступал с предложением поднять льготную ставку в 2017 году до 12%. Более того, с 2019 года предполагалось увеличивать её на 2%, пока она не достигнет 18%. Вполне вероятно, что такая (или близкая) схема будет реализована – разумеется, с понятной сдвижкой во времени. Для социально уязвимых граждан предполагается выплата компенсации – но вопрос в том, какие именно группы населения попадут под эту категорию, будут ли рассматриваться только доходы или же и собственность. Например, если человек владеет дачей на шести сотках и старым «жигуленком», – то есть принадлежит к старому советскому среднему классу, – он может быть признан вполне зажиточным.