В 2014 году стала набирать обороты шутка:
Человек приходит в аптеку и просит антидепрессанты. Аптекарь говорит:
- Где ваш рецепт?
- А что, паспорта гражданина Российской Федерации уже недостаточно?
В конце декабря разные издания составляют список шуток или «мемов» уходящего года, выбирая самые значимые и самые смешные. Такие подборки публикуют и анекдот.ру, и журнал «Максим», и «Новая газета». Составители подборок опираются либо на свое экспертное мнение, либо на мнение пользователей, которые присылают шутки или голосуют за них. Одновременно с журналистами работает и наша исследовательская команда, состоящая из фольклористов и антропологов – мы непрерывно занимаемся мониторингом социальных сетей для «отлова» шуток. За каждый год мы собираем примерно полмиллиона репостов мемов. И наши рейтинги самых популярных шуток, построенные на статистическом анализе, не очень-то совпадают с тем, что публикует, например, журнал «Максим».
Это следствие «пузыря фильтров» (открытого Эли Паризером): пользователь находит в соцсетях обсуждение тех проблем, которые интересны ему самому. Так происходит потому, что, как правило, пользователь добавляет себе в друзья людей, близких ему по взглядам, а также делится с ними теми новостями, которые эти взгляды подтверждают. Поэтому пользователь фейсбука, разделяющий идеи феминизма, постоянно будет читать в своей ленте об ужасах патриархата. В 2015 году Эйтан Бакши, Соломон Мессинг и Лада Адамич опубликовали в журнале «Science» свое знаменитое исследование «информационных пузырей» в фейсбуке. Они доказали, что пользователи-республиканцы и пользователи-демократы обсуждают не одни и те же события с разных позиций, а разные события. Точно так же происходит и с российскими пользователями: например, читатели «Комсомольской правды» зачастую даже не подозревают о том, что в стране происходят события, которые восхищают или возмущают читателей «Новой газеты».