Двадцать лет назад Борис Ельцин представил Владимира Путина как своего преемника. С тех пор Путин не отпускал бразды правления и не испытывал особых проблем на выборах. Как работает путинский популизм? Почему за Путина охотнее всего голосуют в сельской местности и при чем тут монархизм? Об этом политолог Артем Земцов поговорил с Натальей Мамоновой – социальным антропологом, научным сотрудником Уппсальского университета и постдокторантом Шведского института международных отношений. У Натальи недавно вышли две важные работы: «Понимание молчаливого большинства в авторитарном популизме: что мы можем узнать о народной поддержке Путина в сельской России» (2019) и «Наивный монархизм и сельский протест в современной России» (2016).
– Как вы определяете термин «авторитарный популизм»?
– Сложно дать однозначное определение. Впервые этот термин был использован британским социологом Стюартом Холлом для характеристики правления Маргарет Тэтчер. Холла часто критиковали за комбинирование совершенно разных понятий: авторитаризма и популизма. Но именно эта парадоксальность авторитарного популизма хорошо характеризует его суть – ситуацию, при которой граждане добровольно отказываются от ряда своих демократических свобод и поддерживают авторитарного лидера, который обещает защищать их интересы и вернуть былую мощь и славу стране. Сейчас этот термин часто употребляют в отношении правления Трампа, Эрдогана, Орбана и некоторых других современных политиков.
Я не утверждаю, что путинский режим – это авторитарный популизм. Я оставляю этот вопрос открытым. Для меня куда важнее понять, почему многие россияне (в большей степени меня интересовали сельские жители) поддерживают такие черты авторитарного популизма как сильное государство, авторитарный лидер, ностальгия по былой славе, протекционизм, традиционные ценности, риторика «мы» (народ) против «них» (элит, мигрантов, иных меньшинств). Утверждать, что эти идеи навязаны режимом, будет не совсем правильно… Конечно, государственная пропаганда играет большую роль, но нельзя недооценивать потребности россиян и устоявшуюся политическую культуру общества.
– Для вас авторитарный популизм – это определенный тип, структура политического режима, или тип политической культуры, или и то и другое? Насколько я понимаю, вы разделяете авторитарный популизм на режимный (институты) и культурный (политическое сознание людей)?
– Можно сказать и так. Я рассматриваю авторитарный популизм как особенность режима и как часть политической культуры. Хотя я называю это «спросом» и «предложением» авторитарного популизма. В современной литературе много внимания уделяется «предложению» – то есть политической деятельности, основанной на манипулировании популярными в народе ценностями и ожиданиями. В то время как «спрос» и факторы, определяющие его, часто упускаются. Сторонники авторитарного популизма практически всегда представлены как наивные, политически неграмотные люди, которые голосуют за авторитарного лидера (или партию) вопреки своим интересам. Я стараюсь опровергнуть миф о наивном народе и пытаюсь объяснить политический выбор граждан.