Игрушечные солдатики Новороссии. Фото: Sergei Karpukhin / Reuters

Игрушечные солдатики Новороссии. Фото: Sergei Karpukhin / Reuters

Нынешняя российская власть совершенно не способна предложить даже лояльной части общества примеры для подражания и хоть каких-нибудь положительных героев. Может ли кто вспомнить какие-нибудь живые примеры идеального человека путинской поры, на которого без страха можно было указывать пальцем и говорить – вот, делайте жизнь с него?

Такого, как Путин

Можно, конечно, сказать, что примерами для подражания являются главные герои пропаганды – сам Путин, его военный министр Шойгу и министр иностранных дел Лавров, но это будет весьма сомнительное заявление. К счастью, культ личности Путина в России все еще сильно недоразвит – скорее всего потому, что этого по каким-то причинам не хочет сама личность. Будь Путин в этом вопросе менее последователен – в каждом городе бы уже и улица была, и памятник, а в Путинском районе завод имени Путина выпускал бы трактор «Путинец», о чем возвещала бы газета «Путинское знамя». Как легко убедиться, ничего этого нет и, возможно, не будет – все-таки в XXI веке это было бы совсем смешно.

Путин выбрал для себя роль закрытого для мира властелина, который является подданным и врагам только по протокольным надобностям или когда хочет что-то им сказать. Его частная жизнь, его семья, его бытовые привычки не могут быть ни для кого примерами, потому что осведомленность общества об этих вопросах весьма ограничена, а документально зафиксированные факты (развод, к примеру) едва ли могут считаться образцами для подражания в рамках транслируемых властью идей о вечных ценностях семьи и брака. Возможно, потому Путин и не хочет делать свою частную жизнь публичной, что отдает себе отчет, – осведомленность о ней вовсе не добавит ему народной любви.

Словом, Путин как положительный пример для условного юноши, ищущего, с кого делать жизнь, совершенно не годится – потому что непонятно, что именно надо делать и как именно жить, чтобы стать как Путин. Опять-таки в самом этом намерении уже есть крамола: что значит – стать как Путин? Президентом что ли? Так президент у нас уже есть, и он никуда пока не собирается.

Лавров и Шойгу хороши только для заполнения пауз и пустот, на которые не хватает Путина. Жизнь обоих, при ближайшем рассмотрении, лишена какого-либо геройства или хотя бы поучительности: оба – совершенно штатские чиновники, начавшие свои карьеры еще при Ельцине, да так и просидевшие всю жизнь в высоких кабинетах с хорошей мебелью. Конечно, в каком-то смысле они подают пример – как, будучи абсолютной серостью, обрести почет, богатство и занимать высокие должности лишь благодаря лояльности любому начальству. Но едва ли эти примеры можно считать мобилизующими: даже самому восторженному лоялисту понятно, что министерских постов мало и серьезно рассчитывать на них не стоит – в том числе и потому, что ни Лавров, ни Шойгу тоже никуда не собираются. Кроме того, даже самые беглые изыскания о частных обстоятельствах обоих соратников Путина неизбежно испачкают их сияющие ризы помпезными хоромами, купленными непонятно за какие деньги, дочкой с иностранным паспортом и всем таким прочим.

20 лет Россия живет при Путине, выросло целое поколение граждан, ничего другого не видевших, – но где же хорошие примеры для них, где идеальные люди эпохи путинизма?

Global russian в костюме Brioni

Если кто помнит, первые годы Путин так или иначе насаждал в стране хоть и специфически понимаемые, но все-таки западные образцы: Россия догоняла Португалию, богатства никто не стеснялся и после новогодних праздников пресса сообщала о том, какие чиновники с какими олигархами танцевали на столах в Куршевеле и что именно. Все это было диковато, но вполне притягательно.