Юноши и их наставники. Головные повязки и ленты — награды за важные общественные деяния (рисунок на греческом килике — чаше для питья вина).

Юноши и их наставники. Головные повязки и ленты — награды за важные общественные деяния (рисунок на греческом килике — чаше для питья вина).

фото: Wikimedia Commons

Современный греческий историк и принстонский профессор Ангелос Ханиотис — автор концепции «долгого эллинизма». Традиционно эллинизмом называют эпоху, начатую походами Александра Македонского и закончившуюся включением Египта в состав Римского государства (то есть ровным счетом три сотни лет, примерно с 330 по 30 год до н. э.). Это период «первой глобализации»: самосознание и язык эллинов, греческие культурные, общественные и политические установления были распространены на огромную часть тогдашнего обитаемого мира.

В своей новой книге «Эпоха завоеваний» (выходит в издательстве Альпина нон-фикшн) Ангелос Ханиотис раздвигает эти временные рамки и «растягивает» эпоху эллинизма вплоть до смерти императора Адриана (138 г. н. э.), то есть до конца «золотого века» Римской империи. Автор показывает, как греческие ценности свободы и самоуправления были адаптированы сначала к деспотизму эллинистических царств, а затем и к римской бюрократии. По мере сокращения политических свобод все большую роль начинали играть добровольные общественные объединения граждан.

С разрешения издательства мы публикуем отрывок из главы «Благотворители, сотрапезники, эфебы, атлеты, женщины и рабы», речь в котором идет о благотворительности, которая была совсем не похожа на филантропию наших дней (хотя, как мы увидим, основы современного краудфандинга были заложены именно в ту далекую эпоху).