Концепция персональной фармации заключается в изготовлении лекарственных форм препаратов для каждого пациента – с учетом особенностей его веса, возраста, конституции и реакции на действующее вещество. Дозу лекарства определяет врач, а не фармацевтические компании. Последние стандартно производят лишь две дозировки, различающиеся на порядок (к примеру, 0,5 или 0,05 г).
Развитие индивидуальной фармации угрожает «большой фарме». Последняя наживается на продажах избыточного количества лекарств. А первая позволяет не только сэкономить, но и существенно снизить риск передозировок и побочных эффектов. Кроме того, в приготовленной специально для вас пилюле можно скомбинировать сразу несколько препаратов – чтобы не глотать горсть таблеток за раз и не путать часы приема.
Таблетки на 3D-принтере
В последнее десятилетие возможность производства лекарственных средств привлекла внимание многих стартапов, увлеченных 3D-печатью. Пионером в этой области несколько лет назад стала американская компания Aprecia Pharmaceuticals, получившая лицензию FDA (Управления по санитарному надзору за качеством продуктов и медикаментов в США) на объемную печать лекарств.
Распечатанные таблетки, в отличие от конвейерных, обладают пористой структурой. Это позволяет им быстрее растворяться и усваиваться в организме. Первым препаратом, напечатанным Aprecia Pharmaceuticals, стало противоэпилептическое лекарство леветирацетам, требующее точных дозировок из-за сильных побочных эффектов.
Исследователи из Университетского колледжа Лондона усовершенствовали метод, предложив стереолитографический способ печати: субстратом является жидкая смола, которая в процессе печати послойно затвердевает, принимая форму цифровой модели. Британские медики распечатали тороиды (бублики) парацетамола и 4-аминосалициловой кислоты, а фармакокинетика веществ при этом не изменилась по сравнению с промышленными формами препаратов.
Двухмерная печать лекарств
Но в отличие от трехмерной, в литературе почти не встречаются исследования 2D-печати лекарств. Парадокс современных НИОКР – вызвать вау-эффект у инвесторов, получить финансирование из фондов и внимание со стороны СМИ гораздо проще, если в описании разработки есть упоминания технологии блокчейн, VR или 3D.
Компания PharmPrint, созданная сотрудниками и выпускниками МГУ и МИФИ, одной из первых в мире разработала технологию 2D-печати индивидуальных препаратов. Но реализовать ее в России пока что не может.