Это было навсегда, пока не кончилось: митинг, посвященный прибытию строительного отряда имени XVIII съезда ВЛКСМ в Усть-Илимск, 1979 год

Это было навсегда, пока не кончилось: митинг, посвященный прибытию строительного отряда имени XVIII съезда ВЛКСМ в Усть-Илимск, 1979 год

Фото: wikipedia.org

Миленниалы – это поколение, родившееся примерно в 1981–1996 годах. Соответственно, его формативные годы (так социологи называют период взросления, когда в целом формируются убеждения, система ценностей и жизненные стратегии человека) пришлись на первые полтора десятилетия XXI века. Научному описанию и анализу этого поколения посвящена книга известного социолога Вадима Радаева «Миллениалы: как меняется российское общество» (Издательский дом Высшей школы экономики). Книга вошла в длинный список премии «Просветитель» 2020 года.

Мы часто представляем себе развитие общества в виде смены поколений, привычно рассуждаем о «лице» того или иного поколения или о «поколенческих конфликтах». Но возможен ли в принципе точный социологический анализ столь расплывчатой сущности, как «поколение»? Можно ли в реальности найти точные общие признаки у миллионов людей, объединенных всего лишь временем рождения?

Согласно классификации автора, в сегодняшнем российском обществе сосуществуют шесть поколений. Самое старшее («мобилизационное») появилось взрослело в годы войны и послевоенного десятилетия. «Поколение оттепели» входило во взрослую жизнь во времена Хрущева (1956–1964), а «поколение застоя» взрослело в годы правления Брежнева, Андропова и Черненко (1964–1984). «Реформенное поколение» (оно же «поколение X») формировалось в 1985–1999 годах. За ним пришли миллениалы, а в 2000-х годах на сцене появилось «поколение Z», формативные годы которого еще впереди.

Из этой схемы как бы следует, что миллениалы – это первое свободное поколение, уже не заставшее СССР в сознательном возрасте. Но почему же мы в таком случае не наблюдаем очевидного социального перелома, кардинального обновления российского общества в первые десятилетия XXI века? Одна из популярных точек зрения состоит в том, что постсоветские поколения в значительной степени унаследовали от СССР антропологический тип «советского простого человека».

Автор последовательно критикует этот «политизированный» подход, однако спорная концепция описана в книге чрезвычайно убедительно, и мы выбрали для публикации именно тот фрагмент книги, в котором она изложена – отрывок из главы «Гипотеза социального перелома, или Прощай, советский простой человек».

Представление о том, что «советский простой человек» являет собой особый антропологический тип, было сформулировано в результате долгосрочного социологического исследования, которое еще в 1989 году запустили социологи Юрий Левада, Лев Гудков, Борис Дубин, Алесей Левинсон и другие их коллеги. Замеры общественного мнения по этому проекту проводились вплоть до 2012 года.