Евгения Васильева – фигурантка громкого дела «Оборонсервиса», подсудимая, приговоренная к пяти годам лишения свободы и практически мгновенно освобожденная по УДО, а затем выпускница Британской высшей школы дизайна и начинающий художник, работающий сразу во многих медиумах и техниках, одним словом, настоящий «человек эпохи Возрождения», – открывает новую выставку, на этот раз в Санкт-Петербурге. Как стало известно, Научно-исследовательский музей Российской академии художеств предоставил свои залы для экспозиции «Весна» с 17 марта по 24 апреля 2021 года – речь идет о тех самых парадных залах в здании Академии художеств, что выходят окнами на Неву и скульптуры сфинксов. На самом деле перед нами эпизод долгого противостояния ректора Академии художеств Семена Михайловского и формально не подчиняющегося ему музея в ведении Минкульта, который занимает то же здание, что и академический институт, носящий имя И.Е. Репина. Михайловский пришел на ректорскую должность с планами академической реформы. Все годы шли реставрация и ремонт исторического здания, и только в прошлом году он смог вернуть учебному заведению его исторический титул. Музей, первоначально созданный для того, чтобы выполнять учебные функции, всеми силами продолжает противиться объединению. Но единственные заметные выставки – «Советский неореализм 1956–1968» и «После войны» – были сделаны в нем Михайловским в качестве куратора, вся остальная музейная деятельность не выдерживает никакой критики. Стоит надеяться, что ректор не упустит возможности использовать в борьбе козыри, сами идущие ему в руки: вспомнив историю Калигулы, он уже сравнил выставку Васильевой с «конем в сенате» и назвал ситуацию безобразием. Ну, а мы по этому случаю напомним, с чего начиналась жизнь Евгении Васильевой в искусстве.
Восемь лет спустя после дела «Рособоронсервиса» – должно быть, самого громкого в недавней российской истории коррупционного скандала, дошедшего до суда и закончившегося обвинительными приговорами, – одна из если не главных, то точно наиболее заметных его фигурантов Евгения Васильева продолжает напоминать о себе, теперь уже как героиня новостей культуры.
С середины июля по начало августа 2020 года в Московском музее современного искусства на Гоголевском бульваре проходила выставка «Другое» художницы EVA (творческий псевдоним Васильевой). На прошлой неделе стало известно о присуждении Васильевой звания почетного члена Российской академии художеств. Вслед за этим на волне понятного возмущения кругов, сколько-нибудь причастных к искусству, директор Мультимедиа-арт музея и один из бесспорных лидеров современного художественного процесса Ольга Свиблова сообщила радиостанции «Говорит Москва»: «Я вчера как раз договорилась встретиться с Евгенией Васильевой по поводу ее видеоработ. Эта встреча не случилась по моей вине, поэтому сейчас я как раз должна ей звонить извиняться и переделывать время этой встречи. Кураторы были очень довольны работой с этим автором, говорили, что им было легко и что был очень заинтересованный диалог. Если будут новые проекты Евгении Васильевой, которые не показаны были в ММСИ и они меня заинтересуют, я буду делать эту выставку, наплевав на народную молву».
Возможно, со свойственной ей эмоциональностью Ольга Львовна решила сыграть на упреждение и задушить противника в объятиях? Пока что ее намерения известны только на словах. Надо признаться – видео, которые выложены в инстаграме Васильевой evahomealone, легко представить на всякой выставке современного искусства. Элементарные по исполнению черно-белые клипы с соляризацией изображения, основной эффект в которых вызван разнородным сочетанием видео и аудиоряда – например, узнаваемой хроники закрытия Олимпиады-80 с шаманским пением в качестве звуковой дорожки. Теми же нехитрыми приемами отличались, скажем, ранние фильмы «параллельного кино» братьев Алейниковых в 1980-е годы. Но почему тогда все, предъявляемое как искусство за подписью EVA, ощущается таким отвратительным?