«Это было как подарки от тайного Санты: $20 млн сюда, $40 млн туда…» – писала The New York Times о том, как бывшая жена Джеффа Безоса раздавала около $6 млрд на благотворительность. Маккензи Скотт полностью перевернула мир филантропии, посрамив сотни других американских миллиардеров, которые решились так же поделиться своим богатством. Как она к этому пришла?
Как выглядит обычная благотворительность IT-магнатов и их жен? Они считают, что раз построили успешный бизнес, то легко справятся и с социальными проблемами, объясняет интернет-издание Marker. У них есть готовый рецепт для решения любой проблемы, а благотворительная организация фактически выступает в роли субподрядчика мецената. Она создает программу «под жертвователей», получает KPI и регулярно отчитывается о работе. «Некоммерческие организации не только хронически недофинансируются, они еще и постоянно отвлекаются от своей работы из-за необходимости собирать средства и обременительных требований к отчетности, которые доноры часто предъявляют к ним», – говорит Скотт.
Миллиардеры, как правило, делают огромное разовое пожертвование основанному ими фонду. По американским законам эти фонды должны раздавать не менее 5% эндаумента ежегодно, добавляет The New York Times. Многие ровно столько и тратят. Получается, что на благотворительность они отдают меньше, чем получают от инвестирования собственных средств. Это позволяет фондам жить вечно. Они жертвуют гигантские суммы известным организациям вроде MIT, а те в ответ называют именами меценатов корпуса и библиотеки.
У Скотт все иначе. Гигантские фонды вроде Bloomberg Philanthropies или Фонда Билла и Мелинды Гейтс обзавелись шикарными штаб-квартирами – у Скотт нет ни офиса, ни даже сайта. О пожертвованиях она сообщает в блоге. Она выдает гранты без условий и не требует отчетов.