
Логотип Cyberpunk 2077.
Отблеск неоновых вывесок в каплях непрерывного дождя, летающие машины, зловещие одиночки в кожаных плащах, могущественные корпорации, элементы восточной культуры вперемешку с футуристичными небоскребами, продвинутое оружие и технологии, вживленные прямо в человеческие тела. В начале 1980-х новаторская эстетика и метафоричная интерпретация философских вопросов сделали киберпанк прорывным жанром. Главным хитом нового движения стала экранизация романа Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» об охотнике за головами, который отлавливает объявленных вне закона андроидов в задыхающемся от радиации Сан-Франциско. Вышедший в 1982-м «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта превратился в самостоятельный хит и на несколько поколений вперед определил видение будущего.
Два годя спустя такую же революцию в литературе произвел роман Уильяма Гибсона «Нейромант» – история о хакере, который переходит дорогу гангстерам и лишается доступа в виртуальную реальность из-за особого токсина. В 1990-х авторитет киберпанка укрепили «Джонни-мнемоник» (экранизация рассказа того же Гибсона) и превратившаяся в интеллектуальную библию для гиков «Матрица». Секрет популярности киберпанка заключался в мрачном антиутопическом стиле и мощном философском посыле. Шедевры жанра рисовали пугающую картину техногенного мира, погрязшего в капиталистических разборках, и заставляли задуматься о том, как технологии меняют реальность.
Пик киберпанка пришелся на эпоху информационного и компьютерного прогресса. Ученые и обыватели по-своему осмысляли значение и возможные последствия новых открытий. Внезапно приблизившееся будущее одновременно завораживало, восхищало и пугало: с одной стороны, развитие технологий открывало огромные возможности для улучшения жизни, с другой – мир роботов и компьютеров слишком радикально отличался от прежнего формата человеческого существования. Будущее таило угрозу и ставило страшные вопросы: что, если машины обретут сознание, а место «настоящей» реальности займет цифровая симуляция, навязанная олигархами в погоне за выгодой?
Киберпанк стимулировал воображение, вызывал паранойю и заставлял рефлексировать. Из жанра он трансформировался в образ мышления, который формировал дискурс для обсуждения техники, прогресса и человеческой идентичности. Механизация учебного процесса, побег из обычной реальности, глобальное переселение в мегаполисы – киберпанк чутко улавливал тенденции, которые назревали, но еще не вступили в полную силу. Матрицу из одноименного фильма сравнивают с платоновским мифом о пещере, а фантазия о появлении киборгов и андроидов пробудила к жизни нововременной спор о том, что делает человека собой: сознание, телесность, душа, интеллект или нечто, ускользающее от определений?
Дописываю сейчас книгу про Москву второй половины XXI века. Россия стала вассалом Китая, закрыв границы со всеми остальными государствами. Страной правят китайские корпорации и наш действующий президент, но уже в виде искусственного интеллекта. В стране установился тотальный цифровой контроль, а индивид обесценен от слова «совсем». Хакерские группировки пытаются подорвать систему, но это крайне сложно, ведь абсолютно пассивное большинство как всегда покорно принимает правила этой жестокой игры. Такой вот киберпанк Russian edition – как думаете, актуально?
« Ностальгия по эстетике антиутопий 40-летней давности... »
.
Скорее, 50-летней.
«Do Androids Dream of Electric Sheep?» впервые опубликована в 1968г.
Э, но игра осознанно создавалась именно как ретро-футуристическая, по мотивам произведения из восьмидесятых и с оммажом кино из восьмидесятых. Поэтому она и не должна никак отражать современность. Она так задумана.
Да, ее скорее стоит расценивать как энциклопедию жанра, где воедино слито все сюжеты и все примечательные детали. Я не прошел игру до конца, поэтому не знаю, есть ли там еще некий смертельный вирус? Тоже одна из важных деталей жанра.
А Вы случаем не тот самый Говорун, редактор Игромании?
Здравый текст, мы живем все лучше и лучше, технологии приносят несомненную пользу, а фанатики все мечтают как буду выживать после апокалипсиса.
Киберпанк просто немного "про свое". Анархисты, левые интеллектуалы и люди вокруг них переносили на страницы и на экраны мифы 60-70-х общества С.Америки и З.Европы. Иерархия и (нео-, ха-ха)фашистский "порядок" (т.е. подавляющая данность, она же беспросветная рутина) против личности, часто с акцентом на анархизм и революцию. Вроде не очень похоже на современность: общества С.Америки и З.Европы создали, худо-бедно, плюрализм структур, где "Мерсеру" "противостоит" "Безос" (все в кавычках).
Но. Параллельно Китай строит именно что "старый киберпанк". С "китайской спецификой". Цифровые технологии на службе Партии, точнее олигархии с партбилетом, лояльной Отцам. Социальный рейтинг граждан на основе и благодаря "цифровым технологиям", которые позволяют проводить в общество вИдение должного от Отцов. Что важно - этот порядок будет экспортироваться. Ю-В Азия, Африка, Л.Америка, Россия. Конкретно Россия пока спасается стремлением уполномоченных лиц к освоению бюджетов, а не к построению полноценной системы контроля. Все может измениться довольно быстро, если и когда на смену плутократам придут просто служилые, как в расцвете совка.
я так понимаю вопрос в том, не пора ли людям вырастить какой-то новый антураж для оформления историй о философском осмыслении будущего. Мне кажется, что нет не пора. Сейчас время, когда все разошлись по своим углам и своим интересам и нет какого-то единого, общего и понятного всем концепта. Кто-то продолжает играть в киберпанк, для кого-то этот антураж - аниме и т.д. Сейчас просто другая эпоха и такой антураж когда-то будет найден, но он будет скорее лежать вне визуальных стилей. Как, например нет никакого визуального стиля у игры в мафию, но есть сильная внутренняя концепция, пришедшая в among us. И на самом деле, поскольку книги сейчас тяжело издавать, то многие эксперименты с философией и игрой в сложный выбор ушли даже не в gamedev, а в моды к известным играм. Например, есть моды к Elder Scroll 3, которые ставят игрока перед чудовищно сложным выбором. А киберпанк 2077, ну это такая попса, она не имеет отношение к прогнозам или философии. Непонятно к чему она тут вообще.
атмосферу классического киберпанка можно описать как "безысходность и гедонизм".
cyberpunk 2077 - это идеологический наследник настолки cyberpunk 2020, в которую я играл ещё в начале 90-х. атмосфера этой игры описывалась как style over substance, что органически следовало из игрового мира, где в большом масштабе от тебя практически ничего не зависит, всё равно всё решают корпорации, и справедливости в мире ожидать не от кого, только от самого себя - так что где можешь, поступаешь по совести, а где "по совести поступить" ничего не даст, кроме, возможно, твоей глупой смерти, следует поступать предельно цинично. ну и "оттягиваешься" по максимуму, разумеется - социальный лифт не работает примерно совсем, но зато ты можешь, например, попробовать стать самым крутым пацаном на раёне, или широко известным в узких кругах хакером-нетраннером.
таким образом, киберпанк противопоставлял "американской мечте" безысходность и обречённость, а протестантской трудовой этике - цинизм и желание жить сегодняшним днём. можно предположить, что эмоционально это жанр подходил под изменяющееся мироощущение 80-х, где социальный лифт безумно замедлился по сравнению с 60-ми, а ожидание "света в конце тоннеля" начало пропадать, и и это может быть уже было очевидно на интуитивном уровне, но ещё не выходило на сознательный уровень, и всё это усиливалось страхом перед возможным ядерным конфликтом, вполне реальным в те годы.
так что если проводить параллели, почти всё "складывается" - социальный лифт стал работать ещё хуже, роль корпораций и их негативный имидж в глазах населения усилились, индустрия развлечений и культ "здесь и сейчас" вышел на первый план, вот только страх перед ядерной войной перестал наверное играть такую большую роль. главное, где авторы "киберпанка" НЕ угадали - это то, что в их мире почти у всего населения есть источник заработка, легальный или нелегальный, а в мире, к которому мы пока что смело идём, у большинства населения скоро не останется умений, востребованных на рынке труда. так что любое новое литературное видение будущего должно начинаться с ответа на вопрос, как будет выглядеть UBI-общество, и из этого будет уже следовать всё остальное. и это уже совершенно точно будет не классический киберпанк.
хотя хочется, конечно, всё-таки не киберпанк, а тайну третьей планеты.
Филип К. Дик - гениальный автор.
Ну многие киберпанковые фильмы/книги тоже начинаются с относительно процветающего общества :) Может быть мы пока только подходим к "завязке". И хоть машины пока не восстают (туповаты пока еще, но мы работаем над этим) и сознание пока не цифруют (но кстати не исключено что начнем, когда со строением мозга получше разберемся, пока тоже немного не дотягиваем), то уж в плане доминирования корпораций и войны за информацию, расслоения общества, культурных и образовательных кризисов - пруд пруди (от сторонников плоской земли до ИГИЛ) и, кажется, что дальше будет только хуже. Ну про то, что с пониманием что есть реальность, а что вымысел - то в мире постправды 2021 уже точно проблемы, а если к 2022 всякие deepfake-станут более популярны, то к/ф Матрица будем скоро вспоминать как юмористический ))
Действительно, киберпанк отражает черезчур пессимистичный взгляд на будущее. На мой взгляд, главная рассматриваемая трагедия в нём - не столько в неравенстве и разгуле преступности, сколько в том, что человеческие ценности выхолощены и подменены цифровыми суррогатами. И в том, что люди воспринимают это как случившийся факт, само собой разумеющееся.
Кто-то может сказать, что будущее уже наступило, но мир всё еще в порядке, ценности на месте, и будущее видится куда менее мрачным. А раз так, то киберпанк якобы уже не актуален, несите нам новый, более позитивный жанр. Но я с этим не согласен.
В статье упущена критически важная деталь, что мир киберпанка - это пост-апокалипсис. Человечество переживало золотой век и купалось в достижениях технологий, но пережило техногенную катастрофу, изменившую социум. Он разбился на множество группировок, банд, корпораций, где нет единого центра. Не столь важно, что послужило конкретной причиной - экономический кризис, восстании ИИ или атака террористов. Главная причина - не технологии, а человеческая хищная натура, точнее, огромная власть, которую обрели единицы и направили её в деструктивное русло. Современные события как раз дают понять, насколько опасно расслоение общества, радикализация мнений и банальное невежество.
У меня тоже умный вопрос есть, почему новый Bladerunner провалился в прокате? Ведь фильм классный. Да и Чужой последний вроде тоже не выстрелил. И режиссеры посмотрели на это все и перешли к клепанию очередной серии Аватара. (Я первую часть не смотрел и не советую никому)
мое мнение - эти продолжения оказались вторичны. Даже третичны
И Аватар, значит, тоже провальным окажется следующая часть?
Вы же сами знает, что иногда вторая часть на уровне. Типа Чужие 2, Робокоп 2, Терминатор 2
Кто его знает, что будет с этим Аватаром.
«Я всё еще перевариваю это, — сказал режиссер, — у меня были лучшие (обзоры критиков) в жизни, у меня никогда не было фильма, который бы так приветствовался».
Тот момент, когда комментарий лучше, чем статья :) Но я не в коем случае не хочу обижать автора, тем более за своевременный материал, который может стать началом целой серии тем, направленых на осмысление событий, изменивших нас в плане культуры и технологий за последние 50 лет.
Лично меня очень интересует вопрос, почему культурное явление, известное как Retro Wave (мода на 80-е, в первую очередь на визуальный ряд и музыкальный стиль), существующее наверное лет как 5, вообще случилось? Почему именно западные 80-е стали мощным источником вдохновения сейчас? Не 90-е, не 60-е (которые на мой взгляд были гораздо более революционными по изменениям в культуре, обществе и моде), а именно 80-е? Что по-настоящему тогда случилось с людьми, чтобы их дети захотели хотя бы частично это пережить заново? Ведь тогда же был кризис, причем и у нас, и на Западе, топливо кончалось, экономика стагнировала, преступность росла - так почему внезапно этот период стал таким привлекательным сейчас?
Василий, возьметесь за эту тему?
А Вам не кажется, что именно этим эпоха 80-х и привлекательна?
"Ведь тогда же был кризис, причем и у нас, и на Западе, топливо кончалось, экономика стагнировала, преступность росла" - и поэтому жить было интересно! А детям хочется именно этого - чтобы жить было интересно, пусть это и не безопасно...
Хм, в плане музыки, я думал, что retro wave черпает настроение из 90-х. Взять, например, клипы Gunship, эксплуатирующие ностальгию по VHS-боевикам. У этого есть объяснение - это тоска современных миллениалов по "лучшему будущему", где есть летающие скейтборды, машины времени и дух приключений, а не старбакс, сотни подписок на контент и кривляния из Tik-Tok.
Возможно. Правда эпоха VHS относится тоже к 80-м, это просто к нам кассеты пришли массово уже в 90-е. А на Западе уже вовсю развивался формат CD