Участники экономического форума «Россия – Африка» в Сочи. Фото: Илья Питалев / РИА Новости

Участники экономического форума «Россия – Африка» в Сочи. Фото: Илья Питалев / РИА Новости

Российская экспансия на африканском континенте логична. Бизнесу необходимо расти. Пока рынки развитых и многих развивающихся стран для России закрыты в силу политических причин, Африка остается едва ли не единственным регионом мира, в котором отечественные компании могут работать более или менее свободно. Кроме того, в последние два десятилетия экономика Африки растет значительно быстрее, чем в остальных регионах мира.

В октябре 2019 года в Сочи состоялся экономический форум «Россия – Африка», на который съехалось несколько тысяч российских и африканских предпринимателей. В ходе форума были подписаны сотни деклараций о намерениях. Казалось, что российский бизнес вот-вот устремится на Черный континент. Однако несмотря на информационный шум, российское присутствие в Африке пока почти не заметно. В чем же причина?

На сегодняшний день одним из самых крупных и успешных российских проектов является предприятие по добыче бокситов в Республике Гвинея, которое принадлежит «Русалу». «Газпром» и «Лукойл» участвуют в нефтяных проектах в Западной Африке. «Росатом» имеет целое представительство в ЮАР, которое занимается продвижением компании по всему континенту, правда, за исключением Египта, дальше рамочных соглашений и деклараций о намерениях дело пока что не идет. «Евраз Холдинг» некоторое время владел ванадиевым заводом в ЮАР, но несколько лет назад вынужден был его продать, поскольку предприятие было глубоко убыточным. Из крупных российских компаний можно еще упомянуть «Алросу» и «Ренову», которые работают в Африке еще с 90-х годов.

Если в сфере добычи полезных ископаемых российский бизнес хоть как-то представлен, то в остальных отраслях экономики российских предприятий практически нет. Есть бизнесмены-одиночки, которые владеют торговыми предприятиями. Есть небольшие, но достаточно успешные проекты в сфере IT и финтеха. Но все это совершенно несопоставимо по масштабам с бизнесом, которым занимаются в Африке китайские, американские и европейские предприниматели.

Почему же буксует российская экономическая экспансия в Африке? Многие экономические обозреватели, а также бизнесмены (как правило, те, кто в Африке никогда не был) объясняют это так: «Африканские рынки давным-давно поделены между ведущими державами, и России с ее не самым большим экономическим потенциалом соваться сюда бессмысленно». Такие «пораженческие» настроения разделяют даже некоторые представители дипломатического корпуса.

Наивно было бы предполагать, что национальное происхождение бизнеса не имеет значения. Даже на абсолютно открытых рынках представителям некоторых государств удается работать более эффективно, чем другим. Ни на одном из африканских рынков не существует монополии какой-то одной страны. Напротив, африканские бизнес-сообщества очень космополитичны и включают в себя представителей самых разных государств, в том числе и тех, у которых никогда не было в Африке никаких интересов.

Кроме скептиков среди российских предпринимателей есть и довольно много энтузиастов африканского направления. За последние семь лет мне приходилось общаться с самыми разными компаниями, которые, однако, совершали очень похожие ошибки.