Новости Календарь

Пермь, которую мы потеряем

Пермь, которую мы потеряем Фото: РИА Новости/Мария Ващук
5 мая прошла инаугурация (это странное слово как-то стало привычным) нового губернатора Пермского края. Главный вопрос, остающийся открытым, – судьба «Пермского культурного проекта». Останется ли Пермь культурной столицей или снова превратится в серое провинциальное пространство как большинство российских городов? Я здесь никого не хочу обидеть, но иногда надо называть вещи своими именами.

Понятно, что «Пермский культурный проект» – это не только фестивали и выставки (что, само по себе, уже немало). Реализация этого проекта основана на серьезной идеологической базе. Не погружаясь в академизм, коротко расскажу о базовых элементах пермской культурной политики.

Начну, наверное, с самого главного: для чего всё это надо. Из российских городов уезжают жители: из малых и средних – в крупные, из крупных – в столицы. Реализация культурной политики в Перми (наряду с другими мерами) позволила в 2010 году изменить миграционные настроения: процент рассматривающих возможность переезда из Перми в другой город резко сократился. В 2011 году миграционный баланс стал положительным, а в 2012 году Пермь вернула себе статус города-миллионника, о чем даже сообщил Владимир Путин.

Как этого можно добиваться через культуру? На самом деле, надо было решить одновременно три задачи: А) повысить качество и насыщенность культурной жизни в регионе; Б) создать условия для всевозможной самореализации; В) сформулировать и продвинуть новые смыслы и образы региона (ребрендинг).

Все эти решения, в свою очередь, складываются из построения тех самых базовых элементов «Пермского культурного проекта», о которых сейчас и пойдет речь.

Новые культурные события

Фестивалей, концертов, выставок, форумов, творческих встреч в Перми, действительно, всё еще очень много. Одних международных фестивалей современного искусства, театра, кино, музыки, литературы – почти два десятка, а если считать все культурные события, то за год их число измеряется сотнями, что формирует самую «толстую» афишу в регионах России. Кстати, фестиваль живой музыки «Сотворение мира» в 2012 году переезжает из Казани в Пермь. (Надолго ли?)

Отдельно стоит единственный в нашей стране фестиваль фестивалей «Белые ночи в Перми», который в этом году будет проходить второй раз и обязательно в июне. Прошлогодний фестиваль «Белые ночи в Перми» вместил в себя 26 дней фестивального марафона с 256 событиями, которые посетили 430 000 зрителей.

Новые культурные институции

Чтобы город появился на культурной карте России и мира, одного фестивального движения мало. Необходимо, чтобы кроме «праздничной» ещё существовала «будничная» культурная жизнь, которая формируется постоянно действующими культурными институциями. За три года реализации проекта в Перми были открыты Музей современного искусства PERMM, Театр настоящего времени «Сцена-Молот», «Арт-резиденция» и др.

Модернизация существующего пространства

Важно понимать, что «Пермский культурный проект» пришел не на пустое место и точно не для того, чтобы кого-то подсидеть или сдвинуть. Все ранее существовавшие в Пермском крае институции работают и сейчас. Более того, они получили новое качественное развитие. Из институций здесь можно вспомнить уже упоминавшийся Пермский театр оперы и балета, здание которого совсем скоро ожидает масштабная реконструкция, а также, например, единственный в России Музей истории политических репрессий «Пермь-36».

Многие культурные события, годами формировавшие пермский культурный ландшафт, тоже получили новое дыхание. «Дягилевский фестиваль», Международный гражданский форум «Пилорама» и многое другое – сейчас серьезные качественные культурные явления.

Лица, имена, феномены

Важным элементом активизации культурной жизни города и его позиционирования как модерновой территории является привлечение в регион знаковых персон. Здесь нужно вспомнить Марата Гельмана (с появлением которого в Перми всё и началось), а также Эдуарда Боякова, Артемия Лебедева, Александра Чепарухина и др.

Целым событием в пермской культуре стало приглашение известного дирижера Теодора Курентзиса, который с 2011 года возглавляет Пермский театр оперы и балета им П.И. Чайковского.

Говоря о феноменах, необходимо отдельно вспомнить программу «Паблик-арта», призванную открыть улицы города современному искусству. Сейчас на территории Перми находится больше 15 арт-объектов, многие из которых стали по-настоящему новыми символами города: «Красные человечки», «Ворота города», «Счастье не за горами», «Яблоко», «Власть», «Длинные истории Перми» и др.


Комплексный проект развития региона

Вся эта работа объединяется в проект под названием «Пермь – культурная столица» с реальной амбицией получить в этом десятилетии титул «Европейской культурной столицы». И это не просто красивые слова. Эта серьезная попытка постиндустриальной трансформации индустриального города, каковым, как и большинство городов России, сейчас является Пермь. Создание условий для самореализации, повышение качества культурного продукта, расширение горизонтов возможностей – всё это суть инвестиции в человека, а еще это создание основ новой экономики, о которой сейчас много говорится, но, по правде говоря, мало делается.

Пермь сделала попытку войти на постиндустриальную территорию через ворота культуры, став без преувеличения столицей актуального искусства. Есть, наверное, и иные двери. Надо их просто находить.

В заключение опять вернусь к главному. Итак, зачем всё это Перми? На самом деле, пермская культурная политика – это реализация европейского выбора Перми, это нежелание возвращения в «совок» или превращения в «азиатчину». А ещё это формирование гражданина и современного человека, поскольку именно искусство, способность его принимать, а также уважать мнение других людей суть строительство мостов к свободе. И это действительно сейчас самое важное, особенно на фоне происходящих в России политических процессов.

…Многие упрекают отечественных «радикалов» типа Алексея Навального и Сергея Удальцова в неконструктивности и в неспособности сформулировать альтернативу. Дело в том, что «радикалы» и не должны формулировать альтернативы, это не их предназначение. Они призваны разрушать, а созидать должны другие.

«Пермский культурный проект» – это движение культурной политики в сторону Большой политики, это именно созидательная и содержательная альтернатива, это попытка сказать, что и как нужно делать, чтобы было по-другому и лучше.

Хочется надеяться, что эта попытка не последняя. И не только в Перми.

Предыдущий материал

Девочка и фронтовые товарищи

Следующий материал

Встреча двух новых-старых президентов