
Японские войска на улице Светланской во Владивостоке. Фото: Duke University Libraries
Обещание Владимира Путина «выбить зубы» тем, кто по его мнению, хочет «что-то откусить» от России и якобы публично заявлял о «несправедливости» положения, при которой Сибирь и ее богатства принадлежат лишь одной стране, по-видимому, вписывается в его видение исторической судьбы России. Ей всегда приходится следить за тем, как бы не откусили что-то ценное и дорогое. Сейчас Путин хочет защитить Сибирь. Судя по контексту (выдуманная цитата Мадлен Олбрайт), грозное предупреждение о битье зубов адресовано прежде всего США. Между тем в один из немногих моментов истории, когда Сибирь и Дальний Восток России действительно могли быть полностью или частично «откушены», именно Соединенные Штаты помогли России их сохранить. В годы революции и Гражданской войны 1918–1922 годов судьба этих российских владений определилась отнюдь не только благодаря мощи вооруженных сил, но и из-за сложных политических маневров и дипломатических игр, в которых Америка оказалась на стороне Советской России.
Новое время Сибири
Покушение каких-либо держав на Сибирь долгое время могло представляться невероятным предприятием. Обширные владения России в северной Азии после заключения в 1689 году Нерчинского мира с Китаем были надежно защищены с единственной стороны, откуда они могли испытывать какую-либо угрозу. Довольно сложно говорить о том, как сложилась бы судьба Сибири на рубеже XVII и XVIII века, если бы Маньчжурская династия Цин, только что железом и кровью утвердившаяся в Китае и подчинившая его власти сопредельные народы, стала бы вести препирательства за сибирские земли, где русская власть тогда обеспечивалась главным образом немногочисленными казаками.
Новое положение дел начало определяться с середины XIX века. С открытием калифорнийского золота и быстрым развитием западного побережья Америка становилась сильным игроком в северной части Тихого океана, революция Мэйдзи в Японии в 1867 году запустила процесс превращения этой страны в новую индустриальную державу, также задумавшуюся о своих интересах в Азии. Одновременно Китай, подкошенный унизительными поражениями Опиумных войн, терял свое самостоятельное значение и становился полем соперничающих интересов разных государств.
Россия также воспользовалась новой ситуацией – в 1858–1860 годах на фоне Второй опиумной войны она добилась признания своими владениями приамурских и приморских земель Дальнего Востока. Так Россия вышла к незамерзающим гаваням Тихого океана (что ускорило уступку далекой Аляски Соединенным Штатам) и стала одной из активных участниц новой игры мировых держав в этом регионе.
Враги, понявшие друг друга
К концу XIX века Япония, активно стремившаяся утвердить свои позиции в Азии, вошла в столкновение с Россией. Это столкновение, завершившееся поражением России в русско-японской войне, не было схваткой двух непримиримых врагов. Империи лишь определяли более или менее выгодный для каждой баланс интересов на Дальнем Востоке и в слабеющем Китае. Сохранение России как одной из важных участниц дальневосточной и китайской политики было на тот момент для Токио не менее важным, чем победа в войне. Иначе нишу России могли занять гораздо более сильные державы, спорить с которым оказалось бы труднее. Вскоре после войны, в 1907 году Япония и Россия заключили соглашение, по которому Япония признавала «особые интересы» России в Монголии (остававшейся тогда формально частью Китая) и северной Маньчжурии. По сути, взаимное признание подобных «сфер интересов» и буферных зон в Китае и на Дальнем Востоке полностью устраивало Японию.
А ещё Америка слала продовольствие в голодные годы. Например, в 21-м.
Конечно, эта позиция не была лишь актом филантропии и отвечала собственным американским интересам. Тем не менее она была основана на твердых моральных принципах
.
Автор сову на глобус натянул, какие-то моральные принципы вписал в геополитику. Вы еще про моральные основы ленд-лиза напишите.
Некоторые люди, столкнувшись с большим количеством г.на в жизни, решают стать г.ном, иначе типа не выжить.
но далеко не все.
это называется стержень
не у всех есть
Скорее некоторые отрицают действительность заменяя ее розовыми носорогами по вкусу.
Но ведь это так здорово создать страну интересы которой высокоморальны
Согласен, прекрасно. Но нереально, увы. И мы все это понимаем(
идеал недостижим, но это не значит, что к нему не надо стремиться.
Стремиться нужно и необходимо! Но видеть мораль там, где ее нет, да еще выборочно - там где ее просто хочется видеть - это самообман или цинизм, уж извините.
Не надо считать всех (кроме себя) прожженными мерзавцами. У людей действительно бывают моральные принципы (если Вы не знали).
Угу, в геополитике. Вы там или трусы наденьте, или крестик снимите.
Единственное, во что по-настоящему верят мерзавцы, так это то, что все остальные - тоже мерзавцы.
Да-да, и не просто мерзавцы, а такие мерзавцы, которые при этом считают себя благороднейшими людьми!:)
Увы, этому учит историческая наука.
Да, мерзавцев она только этому и учит.
Согласен, именно мерзавцев она этому и учит...
А остальных вообще ничему не учит - они необучаемы:):(
Если кто-то в чём-то искренне убеждён, то он везде находит этому подтверждения. confirmation bias называется.
Согласен!!!
"Каждому, кто выбьет нам зуб, мы размозжим челюсть".
А это уже Йозеф Геббельс.
Хм, как интересно. Какие прелестные сближения... 😀