Футболка "Тополь санкций не боится!"

Футболка "Тополь санкций не боится!"

7 июня заместитель министра иностранных дел России Александр Панкин выступил на парламентских слушаниях в Государственной Думе и, как это ни странно звучит после такого зачина, наговорил много интересного. Дело даже не в том, кто все это сказал и где, а в том, что такой строй мысли явно существует в головах наших руководителей и распространяется ими через все имеющиеся ресурсы. В каком-то смысле, это еще один рубеж путинской идеологии, хоть уже и не новый, но от того ничуть не менее пугающий и заставляющий задумываться.

Всегда и навсегда

Итак, что же сообщил господин Панкин? «Режим санкций был всегда и он останется навсегда…Санкции уже воплощены во многих законодательных и нормативных актах…открутить назад будет невозможно», – заявил высокопоставленный представитель отечественной дипломатии.

У человека, живущего в России в сознательном состоянии дольше семи лет, эта мысль не может не вызвать удивления. Как это так – режим санкций был всегда? Нет, может быть, какие-то санкции где-то и были, но уж совершенно точно не такие масштабные и разрушительные. Даже знаменитая поправка Джексона-Вэника, которая, кстати, продолжает действовать в отношении Азербайджана, Казахстана, Беларуси, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана, в отношении России была отменена 21 ноября 2012 года. То есть, в 2012–2014 году никаких особых санкций против России не было, ну кроме вступившего в действие закона Магнитского, который вводил ограниченные санкции против узкой группы лиц.

Но отдельные санкции – это не режим санкций, и не надо быть тонким знатоком международного права и историком дипломатии, чтобы заметить, что в последние семь лет ситуация с санкциями, мягко говоря, очень сильно изменилась и совсем не в пользу России. На самых разных уровнях звучат признания, что отношения России со странами Запада достигли столь низкого уровня, что в некоторых случаях хуже может быть уже только разрыв дипотношений и последующее объявление войны.

Собственно, история поправки Джексона-Вэника ставит под сомнение и вторую часть заявления господина Панкина. Она тоже была прописана в законодательных и нормативных актах, но это вовсе не помешало отмене ее действия в отношении России. Потому что, вводя санкции, западные законодатели подразумевают и критерии их отмены. Как и все в мировой политике, это не обходится без лукавства: пресловутая поправка к Закону о торговле была введена в 1974 году и наказывала СССР за стремление препятствовать эмиграции его граждан и другие нарушения права человека.

Проблемы с правами человека в России никуда не делись, хотя с 1974 года многое изменилось, и в лучшую сторону, – прежде всего в вопросе эмиграции. С конца 80-х проблем с этим стало меньше, а уж после 1991 года уехать из России мог любой желающий и куда угодно. И, кстати, это право остается у граждан России и сейчас, так что до советского концлагеря нам все-таки еще далеко. Короче говоря, в смысле запрета на эмиграцию поправка Джексона-Вэника утратила смысл еще в начале 90-х, но добиться ее отмены российской дипломатии удалось, как уже говорилось, только в 2012-м. Тем не менее – удалось. То есть стоило перестать мешать людям перемещаться по миру и обеспечить ряд других прав и свобод (а в 2012 году, если кто помнит, у нас было гораздо больше прав и свобод, чем сейчас!), как западные русофобы оказались в слабой позиции и в итоге были вынуждены отменить эту свою поправку. Получается, что и все нынешние санкции вполне могут быть отменены – просто России придется для этого предпринять некоторые шаги, чтобы «навсегда» когда-нибудь закончилось