Секреты идеального магазина. Мемуары создателя розничной империи
Стэнли Маркус
Minding the Store. Stanley Marcus

Каждый из нас мечтает найти в своей жизни идеального мужчину или идеальную женщину. А кто-то мечтает найти идеальный магазин. Посетители Neiman-Marcus уверены, что уже нашли. Что же нужно для создания идеального магазина, о котором будут говорить не один десяток лет?

Создатель идеального

Стэнли Маркус, автор книги, один из известнейших бизнесменов ХХ века. На протяжении 50 лет он управлял магазином дорогой одежды и предметов роскоши Neiman-Marcus, не понаслышке знакомом каждому американцу. Стэнли превратил его в целую розничную империю, торгующую товарами класса люкс. Несколько фактов, отбрасывающих любые сомнения в авторитетности этого человека в сфере моды: Маркус выступил дизайнером одежды для свадебной церемонии Грейс Келли и принца Ренье в 1956 году в Монако, он же одевал для инаугурации супругу президента Эйзенхауэра и многих других обитателей Белого дома. В "Секретах идеального магазина" присутствуют практические советы по управлению магазином и менеджерский опыт, но они совсем не являются главными и центральными. Порой, кажется, что куда больше книге подошло бы название "Рассказы о моих клиентках и проданных платьях": повествование полно историй о той или иной посетительнице или удивительной продаже. Книга пропитана идеей всепоглощающего идеального клиентского сервиса. Читаешь и мечтаешь оказаться в таком магазине. Чего стоит комплимент одной из покупательниц: "Что мне нравится в вашем магазине, так это то, чего в нем нет. Мне не нужно перебирать десятки вещей, чтобы найти желаемое".

Модная история

Говорят, что музыка – это зеркало социальных событий эпохи, то же самое относится и к моде. Маркус прослеживает тренды в моде и жизни людей: война, накладывающая ограничения на ширину рукавов и длину юбок, великая депрессия, послевоенный подъем – все это наглядно отражается в одежде. Познавателен и экскурс по персоналиям ведущих дизайнеров, буквально парой абзацев или забавных историй автор характеризует каждого из них и их вклад в развитии моды. Тут и Коко Шанель, не любившая бобы и жареное на костре мясо, украдкой кидавшая их под стол на техасской вечеринке в ее честь, и Элизабет Арденн, наступившая в эти бобы своими изящными туфлями, и компаньонка Диора на вопрос о ее любимом флористе, отвечавшая "Cartier".

Магазин для оптимистов

И конечно семейству Маркусов не откажешь в оригинальности и креативности в управлении и маркетинге своих магазинов. Например, ежегодно для рождественского каталога придумывались идеи необычных подарков. В один из годов, который приходился на период экономической рецессии, самым пессимистичным покупателям был предложен "Ноев ковчег": "Он изготавливался на заказ и был укомплектован французским шеф-поваром, шведским массажистом, немецким парикмахером, английским камердинером, и прочей прислугой, также было "каждой твари по паре": 92 особи млекопитающих, 10 рептилий, 26 птиц, 38 насекомых и т.д. общей стоимостью 588 247 долларов с оплаченной доставкой до горы Арарат". Оптимисты же могли купить "желуди по десять долларов, из которых вырастут могучие дубы". Оптимистов оказалось больше. Еще пример: в Neiman-Marcus придумали устраивать тематические недели разных стран, сопровождавшиеся мероприятиями, театрализованными представлениями и продажей национальных вещей. В какой-то момент список подходящих стран исчерпался, но Маркусы недолго мучились, они просто выдумали новую страну Руританию: "Мы объявили коллегам, с нетерпением ожидавшим нашего решения, что надо планировать поездку закупщиков в Руританию. Сначала они подумали, что мы спятили, но когда мы объяснили, что эта мистификация дает нам полный карт-бланш покупать все, что угодно, так как Руритания – открытая портовая страна, они прониклись духом идеи и приняли Руританию как факт, а не выдумку". Так что советую вам "проникнуться духом идеи" и принять эту книгу как набор забавных историй, заставляющих задуматься об отношении к клиенту, и источник вдохновляющих идей из жизни роскошного магазина. Не ищите в ней пошагового руководства по созданию идеального магазина, руководство должно само родиться в вашей голове. P.S. Книга вызвала у меня интересные параллели с, казалось бы, совсем не деловым автором Эмилем Золя и его произведением "Дамское счастье". (Но об этом в следующий раз).