Друзья, это эксперимент. Читать — особенно читать тексты на «Севере» — дело хорошее и правильное, но красота на то и красота, чтобы на нее смотреть. Даже и теперь, несмотря на все понятные и непонятные ограничения, которыми нас бьет эпоха, вокруг происходит много всего интересного. И мы, поразмыслив, решили делиться с вами информацией о выставках и прочих любопытных событиях, которые так или иначе пересекаются с темами журнала. Но прежде, чем начнем, несколько вводных.

Во-первых, здесь будет царить полнейший волюнтаризм. Мы не будем выдумывать натянутые объяснения, чтобы показать, почему стоит сходить на выставку, например, Добужинского и причем здесь «Север». Нам нравится, этого достаточно, других обоснований не ждите.

Во-вторых, мы постараемся говорить о событиях не самых раскрученных, — нет нужды рассказывать вам про Врубеля в Новой Третьяковке, правда? Вы и без нас про него услышите и сходите. Мы в вас верим.

В-третьих, мы не будем гнаться за премьерами. У нас календарь для ленивых. Не про то, что вчера открылось, а про то, что можно еще успеть посмотреть.

В-четвертых, мы не будем заниматься арт-критикой. Мы не любим, да и не умеем. Все будет максимально кратко — куда идти, когда закроется, брать ли QR-код и сухой паек.

И, в-пятых, мы заранее просим прощения за некоторый неизбежный для нас по объективным причинам москвоцентризм. Но и про другие города постараемся говорить, а еще надеемся, что вы нам поможете и расскажете, что вне Москвы хорошо бы увидеть. Да и в Москве — наверняка, мы что-нибудь такое пропустили, что вы заметили.

Выпускать мы это все планируем раз в две недели, по пятницам, и будет новый цикл в открытом доступе. А теперь к делу.

***

Мстислав Добужинский. Метро.

В Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына заканчивается выставка «Мстислав Добужинский. Странник: живопись и графика из частного собрания». 28 ноября — последний день, надо спешить. Небольшой зал, но — десятки работ, преобладает графика, в основном это все, что художник делал уже в эмиграции. В том и интерес — можем увидеть, как один из признанных мастеров Серебряного века пробовал примирить российский опыт — изысканность, даже, пожалуй, нервозность, — и запросы западной публики. Он даже для Голливуда успел поработать.

Адрес — Москва, Нижняя радищевская улица, дом 2. Билеты — только онлайн, обратите внимание. QR-код, увы. В книжном магазине при Доме продается каталог выставки, очень красивый, но чудовищно дорогой.

***

30 ноября в 19 00 — у Вячеслава Попова, большого русского поэта, большого друга «Севера» и постоянного участника наших вечеринок в «Бобрах и утках» — творческий вечер. Онлайн, ни билетов, ни кодов не надо, ссылку для просмотра опубликуют ближе к делу вот здесь.

***

В Музее русской иконы 2 декабря в 19 30 — онлайн-лекция научного сотрудника музея Щусева Кирилла Пастернака «Скульптура в русских иконостасах эпохи барокко». Смотреть — по ссылке, регистрация не нужна https://www.youtube.com/watch?v=pP6TM0OHPn4

***

Усекновение главы Иоанна Предтечи. Середина XVII века. Центральная Россия. Реставратор О.Е. Финская.

В Музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева до 5 декабря — выставка «Призвание. 25 лет сотрудничества музея и кафедры реставрации ПСТГУ». Несколько десятков икон, которые отреставрировали студенты Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Среди икон — настоящие шедевры, самые старые из представленных датируются XVI веком. И, что немаловажно, многие из них после выставки вернутся не в основную экспозицию, а в запасники, а значит, в следующий раз мы их увидим нескоро. Или никогда. Рядом с каждой иконой — фотографии, которые показывают, в каком состоянии экспонат попал в музей, и какие этапы реставрации прошел.

Там же до 12 декабря — выставка одной иконы, «Святой покровитель. Икона Алексея Человека Божия из собрания Владимира Некрасова». Скорее всего — вологодская, конца XVII века. Из частной коллекции, прежде никогда не выставлялась.

Первая выставка — в выставочном зале при музее, вторая — в главном здании, на втором этаже. На первую нужен отдельный билет, вторая — бесплатная (если не пойдете смотреть основную экспозицию). QR-коды, к сожалению, требуют. Билеты можно купить и онлайн, и в кассе музея.

Адрес — Москва, Андронниковская площадь, дом 10, территория Свято-Андронникова монастыря. Если вдруг раньше там не бывали — стоит осмотреть и весь ансамбль монастыря, и отдельно — Спасский собор. XV век, древнейшая, как считается, из сохранившихся построек Москвы.

***

Выставка «Шедевры русского искусства из американских коллекций», зал с картинами Давида Бурлюка. В центре один из его шедевров «Крестьяне с лошадью».

В Музейно-выставочном комплексе Российской академии художеств (в галерее Церетели) — «Шедевры русского искусства из американских коллекций», до 12 декабря. Около 70 картин, в основном — первая половина ХХ века (Коровин, Рерих, Ларионов, Бурлюк), но не только, охват — от Айвазовского до Целкова. В Америке разбросаны по разным собраниям, но вот — вернулись ненадолго домой, собрались под одной крышей.

Адрес — Москва, Пречистенка, дом 19. Билеты — в кассах, QR-код — а куда в Москве без него. Московский коронавирус тем и славится, что в музеях зол по-особому. Или это у мэра с музеями свои счеты.

***

В государственном историко-художественном музее «Новый Иерусалим»«Французский вкус князей Юсуповых», картины из Архангельского, которые собирали в течение ста лет почти князь Николай Борисович Юсупов и его потомки. Среди прочего — большие мастера, Буше, Тассель, Робер. Некоторые полотна только что отреставрированы и вообще никогда (то есть ни в СССР, ни в постсоветской России) не выставлялись.

Тут можно особенно не спешить — выставка до 22 августа следующего года. Спешили мы, чтобы успеть рассказать вам о событиях, которые вот-вот закончатся, а про Новый Иерусалим вспомнили, чтобы уже в первом выпуске проекта сломать московскую монополию. Но, кстати, и сам музей — новый, очень лихо построенный, — стоит внимания, и коллекция икон там в постоянной экспозиции неплохая, и рядом, на другом берегу реки — Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. Можно неспешно перейти через мост, пройти мимо уединенного скита, где любил проводить время в молитве опальный патриарх Никон, подняться в монастырь, и растеряться от величия его собора.

Это вид на музей «Новый Иерусалим» — современное, навороченное здание, встроенное в ландшафт холма. Ну, а на заднем плане знаменитый Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь.

Адрес — Московская область, город Истра, Ново-Иерусалимская набережная, дом 1. На сайте пишут, что билеты только онлайн, но если забудете купить заранее — не спешите пугаться. На самом деле «онлайн» — это автоматы, стоящие в холле и принимающие карты.

В следующем выпуске расскажем, что можно будет посмотреть в декабре и январе, на каникулах и после каникул. Ну, если, конечно, не наберем столько дизлайков, что придется похоронить идею. И, как сказано выше, — в комментариях ждем от вас наводок, особенно касательно того, что достойно внимания вне Москвы.