Издательство Individuum выпускает книгу нейробиолога Марка Хамфриса «Скорость мысли. Грандиозное путешествие сквозь мозг за 2,1 секунды». Автор книги исследует работу импульсов и обещает ответить на самые актуальные вопросы науки о мозге. Например: как мы принимаем решения, управляем собственным телом и распознаем лица (и печенье)? Что науке вообще известно об импульсах? И сколько еще тайн в себе хранит наш мозг?
С любезного разрешения издательства журнал «Будущее» публикует отрывок из главы о темных нейронах — темной материи вселенной мозга, до недавнего времени невидимой для измерительных инструментов, имеющихся в распоряжении человека.
Как найти темный нейрон
Вплоть до 1990-х нейробиологи могли записывать активность отдельных нейронов животных только вслепую. Когда они вводили острие электрода в какой-нибудь участок коры головного мозга, то узнавали, что нашли нейрон, только по сигналу, который регистрировался на осциллографе, или по звуку в лабораторных динамиках: тик, тик, тик, тик… Получается, они могли найти только активный нейрон, потому что единственный способ обнаружить нейрон заключался в регистрации его активности.
Это создало ужасную предвзятость в нашем понимании мозговой активности, импульсов и того, какие нейроны их посылают. Если каждый нейрон, активность которого вы записываете, посылает импульсы, то, поскольку вы — как вам кажется — производите выборку случайным образом, вслепую, это должно означать, что импульсы посылает каждый нейрон. Но если ваш единственный способ найти нейрон — по импульсам, которые он отправляет, то по определению вы не сможете найти те нейроны, которые ничего не отправляют. Для вас они будут темной материей вселенной мозга — увеличивающей его массу, но невидимой для измерительных инструментов.
Древний миф про то, что мы используем 10% мозга, заиграл новыми красками
Если кому интересно зачем же все таки нужны тёмные нейроны, то внятных теорий пока нет. Сайт издательства принстонского университета (там Эйнштейн преподавал) проблему резюмирует так:
"Truly, dark neurons mean we know nothing about how the brain works. We don’t know what 90% of cortex is doing, and we don’t know why we don’t know."