Николай Медведев

Николай Медведев

Facebook* Николая Медведева (* – принадлежит Meta, признанной экстремистской организацией и запрещённой на территории РФ)

Был старшим преподавателем одного из самых престижных музыкальных вузов мира, без пяти минут доцентом — теперь же аккомпанирует на пианино в кабаре, в небольшом берлинском зале, безо всякой помпы. Он играет, а поет — Татьяна Лазарева, популярная в России стендап-комедиантка и певица. Фактически Николай — тапер. Роль, кажется, не самая почетная. Или же нет?

«Абсолютно нет, — возражает Николай, — Во-первых, я счастлив «таперить» Тане. Во-вторых, вся эта история — чуть в бок от классической музыки, которой я занимаюсь много лет. Мне скучно быть только в классике. Я хочу попробовать жанр кабаре. Мы думаем, что это будут какие-то разговоры, — не только со стороны Тани, — и тогда роль тапера так или иначе расширяется».

Возможно, такие камерные вечера с песнями из нестыдной советской классики станут регулярными. Публике подобный формат будет точно по душе, — на берлинском концерте хлопали дружно, подпевали, были и веселые спонтанные перепалки между певицей и ее аккомпаниатором.

Татьяна Лазарева встретила 24 февраля в Киеве, в марте смогла уехать в Испанию. Николай же перебрался в Германию. Их разбросало по Европе. Но точка исхода была общей: они — бывшие соседи, в Москве жили недалеко друг от друга, близ Патриарших прудов.

«Мы с ней познакомились в прошлом году в Москве, благодаря инстаграму. Я ее отметил в какой-то сториз, и она ответила. И так пошло: я пригласил ее на концерт, потом она пригласила к себе, и мы стали дружить».

На концерте в Берлине Татьяна Лазарева неоднократно и разнообразно говорила «нет» войне в Украине, — свою позицию она не скрывает, пусть ей и приходится платить за это фактически отлучением от родины. Минувшим летом она признана российскими властями «иностранным агентом», — как публичный человек, который якобы получает иностранное финансирование. Против вторжения российских войск в Украину открыто высказывается и Николай.

Готов ли музыкант аккомпанировать человеку, который поддерживает войну? Пусть даже на концерте, где не будет ни слова о политике? «Нет, — отвечает он, не раздумывая, — Теперь для меня все поделилось на «да» или «нет». Так мне проще. И я не буду думать, талантлив ли человек, гениален ли он, случилось ли у него помутнение рассудка, или он изначально такой был. Я эту позицию не принимаю и сотрудничать не буду».

Если следовать этой логике, то Николай Медведев не будет сотрудничать, скажем, с российским дирижером Валерием Гергиевым, который поддерживает нынешнюю внешнюю политику своей страны, за что прошлой весной лишился поста главного дирижера Мюнхенского филармонического оркестра, контрактов в «Ла-Скала» в Милане и «Карнеги-холле» в Нью-Йорке. А ведь казалось бы, это классическая музыка, пространство вне политики, или, если угодно, над ней.

«Музыка — посреднический жанр. Она вроде бы не требует языка. Но я же работаю с человеком. И даже если у него антивоенная позиция, но мне он по-человечески не нравится, то я не буду с ним работать. У меня есть выбор. И если у него «за-военная» позиция, то нафиг он мне нужен?».

***