Принято считать, что эмоции и политика — это опасное сочетание, свойственное исключительно агрессивным обществам. Философ, профессор Чикагского университета Марта Нуссбаум в своей книге «Политические эмоции. Почему любовь важна для справедливости» (вышла в издательстве «Новое литературное обозрение») стремится опровергнуть этот тезис и доказать, что любые политические принципы нуждаются в эмоциональной поддержке.
Автор обращается к результатам антропологических исследований, которые утверждают, что склонность к выстраиванию пагубных иерархий и дискриминации укоренена в человеческой природе, но предлагает противопоставить этим склонностям культивирование любви и расширенного сострадания — сначала к своим согражданам, а затем и к представителям других наций.
С любезного разрешения издательства публикуем фрагмент из главы, посвященной патриотизму в школах: его содержанию и предпочтительным методам его преподавания.
Тема патриотизма в школах является частью гораздо более широкого раздела о том, как школы формируют граждан, — раздела, который требует от нас говорить о важности гуманитарных наук и искусства для создания достойной общественной культуры. Этот более широкий вопрос о формировании любящего гражданина, который в то же время обладает критическим мышлением, требует полного описания того, как обучают критическому мышлению в разном возрасте, как сократическая педагогика может дополнить это обучение и как творческая способность принимать точки зрения других людей, отличных от себя, может быть усовершенствована и воспитана на разных этапах жизни. Обо всем этом уже было сказано в других моих работах, поэтому здесь я ограничусь очень узким пониманием моей темы, говоря только о формировании эмоций, направленных непосредственно на нацию и ее историю. Вместо обобщенного изложения я привожу список принципов, которыми следует руководствоваться в обучении патриотизму. Эти максимы являются лишь дополнением к приведенным выше историческим примерам, которые дают хорошее представление о том, как работает критический, но при этом любящий патриотизм. Примеры выше имеют большое значение для любой образовательной программы патриотического воспитания в школах Индии и Америки.
1. Начните с любви
Дети не станут достойными несогласными или критиками нации, если они в первую очередь не будут заботиться о нации и ее истории.