
Жители Донецка празднуют подписание документов о признании Российской Федерацией Луганской Народной Республики и Донецкой Народной Республики
Фото: Таисия Воронцова/ТАСС
Пока мы следим за передвижением войск и речами президентов, военных и аналитиков, на украинских оккупированных территориях продолжается повседневная жизнь. Руководитель Донецкого молодежного театра Владислав Слухаенко даже призывает всех желающих приехать в его город, чтобы увидеть эту жизнь. Правда, театр, которым он руководит, уже без малого год не продает билеты на свои спектакли из-за обстрелов и мобилизации, а в основном гастролирует по России.
— Театры раньше, чем обычные люди, составляют свой план на год. Осенью рассказывают про планы на сезон и премьеры. Какие у вас были планы в 2021 году на 2022-й как у руководителя Донецкого молодежного театра?
— В планах не было ничего особенного. Подготовка к Новому году, несколько премьер, летняя кампания в детских лагерях, даже пара фестивалей в России, а потом снова подготовка к Новому году. Из этого плана выполнено было только одно: Новый год 22-го года. 18 февраля, когда началась эвакуация в ДНР, театр перестал работать. Показы восьми спектаклей были сорваны. 19 февраля уже объявили мобилизацию. Практически всех сотрудников технической части театра забрали в армию.
Что теперь будет и сколько это продлится, никто не понимал.
— В начале года ситуация на границе России и Украины уже была напряженной. Думали ли вы уехать или перевезти труппу в более безопасное место?
— Я не ощущал такого напряжения, хотя понимал, что такое положение Донецка должно как-то измениться. Да, с 15-го года, после подписания Минских соглашений обстрелов было меньше. Миссия ОБСЕ была в Донецке и постоянно фиксировала любые нарушения перемирия. И когда в 21-м году все больше было войск на границах и многие волновались, один мой знакомый сказал: «Наблюдайте за миссией ОБСЕ. Пока они сидят в гостинице, все будет спокойно». И правда, с февраля все реже можно было увидеть на улице их машины, а потом они и вовсе исчезли. Никакой эвакуации театров в такой ситуации не было предусмотрено. В ДНР эвакуировали с 18 февраля только женщин и детей.
— Когда началась мобилизация в России многие театры пытались укрыть своих работников от призыва. В Донецке началась мобилизация еще 19 февраля. Многие из ваших работников попали на фронт. Вы пытались этому помешать?
— Вопросами брони занимались только военкоматы. Только через полтора месяца после объявления мобилизации была создана специальная комиссия по отсрочкам и к этому процессу позже подключилось наше министерство культуры. К этому времени первая волна мобилизации уже прошла. Было распоряжение: «Обеспечить призыв 50% от коллектива, подлежащего мобилизации». Это выполнили все предприятия. Это сделали и мы. Нам, может, чуть больше повезло, потому что мобилизация меньше коснулась творческого состава. Но не все так гладко. Вот, например, в армию забрали пианиста Донецкой филармонии. Он попал под Мариуполь и был убит снайпером. Подготовить пианиста такого уровня сложно, долго, да и должен быть особый дар. Не знаю, каким он был солдатом, но творческие кадры стоило бы сохранять, на мой взгляд.
— Что вы делали 24 февраля?
— Большую часть информации мы, как и вы, получали из новостей. Чувства были смешанные. С одной стороны, было понимание, что любая война — это очень плохо. С другой — облегчение, что наступление началось не в нашу сторону и что наконец-то что-то меняется. И, конечно, была надежда, что это все быстро закончится. Но я не мог составить каких-то новых планов, потому что не мог понять, что именно сейчас происходит.
При этом по сравнению с 14-м годом было ощущение какой-то стабильности: государственные учреждения работают, зарплата выплачивается и эвакуация идет по плану.
Было много бумажной обычной работы: подписать документы на эвакуацию, на мобилизацию, на сохранение рабочих мест. Какого-то сбора труппы по поводу начала войны я не делал. В этом не было особого смысла, потому что все работники театра еще в 2014-м году сделали свой выбор. Те, кто хотел уехать, сделали это гораздо раньше.
Значит, все, кто другого мнения, чем Вы (Ольга и Vadim), жертвы пропаганды и мерзкие люди, страдающие деменцией? С таким отношением одна диктатура когда-нибудь максимум что сменится на другую, с противоположными наративами, но теми же методами, насилием, государственным патернализмом и нищетой. Для демократии и процветания нужны другие установки, - уважение других мнений, ценностей и инаковости, плурализма, готовности выслушивать, принимать, искать компромиссы и не переходить на личности.
Колаборанта нужно судить
Надеюсь, так и будет.
Мне самой было интересно, что в голове у такого человека и как отделить достоверную информацию от пропаганды, в которую он когда-то поверил и продолжает верить. Вы сами можете видеть: везде, где было возможно провести фактчек, он проведен. Но, вне всякого сомнения, таких вот жертв и ретрансляторов пропаганды (а это, как правило, одни и те же люди) факты не убеждают. На каждое свидетельство в расследовании Amnesty International или подробнейшую фотодокументацию репортеров AP из Мариуполя у функционера из ДНР найдутся "работники Мариупольского драмтеатра, в том числе те, кто находился в театре накануне взрыва". И вот что с этим делать? Я не понимаю пока...
Во-первых, слово взрыв можно про разному интерпретировать, - если в театр прилетела российская ракета, то это тоже взрыв. Во-вторых, предложение, которые Вы приводите в ковычках, как бы обозначая высказывания интервьюемого, вообще как таковое в статье отсутствует. Как и любая информация, из которой можно было бы сделать вывод, что человек - жертва пропаганды. Поэтому Ваш комментарий как-то не очень похож на критику по делу, а больше на манипуляцию и ту же пропаганду, только с другой стороны.
Это цитата из последнего абзаца интервью.
Продажный ублюдок, отправивший 50% своих людей на фарш. Спасибо, но не интересно: итак понятно, что у таких в голове.
Ну, эти 50% получили свой русский мир, который они хотели. С 2014 года из Донецка не свалили только совсем старые пенсы, которым некуда деваться либо идейные.
Наш человек... 🙂
Поверьте, у нас не всё так однозначно. Я сама дамбасянин сын Мотороллы!
Это к чему бы? Что-то я не понял юмора...
Это резюме интервью "вашего человека".
"Вашего"? Это в каком смысле? Вы решили, что я этого гражданина одобряю, что ли? Ну тогда я уж не знаю, как с Вами разговаривать. Как в детском саду, без всяких, не дай бог, намеков и иносказаний... Бр-р-р...
Мерзкий тип. Что дальше? Интервью у Соловьёва?
Почему "мерзкий"? Человек, оказавшийся в определенном месте при определенных обстоятельствах. Тщательно подбирающий формулировки. Со своими взглядами и своей правдой тем не менее.
Он пропагандист на зарплате. Не больше ни меньше. Если бы он просто худруком театра, который попал в «определённые обстоятельства», он бы не вернулся в Донецк в 2021 и не озвучивал пропагандистские тезисы в интервью.
"Настоящей проверкой на гражданственность стали для коллектива самые сложные, тревожные и незабываемые мини-гастроли в Донецкую Народную Республику и на российских военных базах в Сирии. Такого искреннего зрительского приёма, по признанию артистов, они не встречали нигде!". Это из годового отчета Свердловского театра музкомедии за 2016 год, когда там работал Слухаенко. Сложно что-то добавить.
А мне он видится скорее жертвой обстоятельств. Человеком, кому с определенного момента не оставили хороших вариантов.
Вернулся в Донецк в 20-м и что? Наверное в том числе потому, что не хотел превращения родного города в культурную пустыню.
Со многим им сказанным я не согласен, но и ничего людоедского в его словах тоже не вижу.
Моей главной эмоцией при прочтении было "не дай бог оказаться в его положении".
Ну и что он ставит? «Шахтерскую дочь»? Чем он отличается от Скабеевой с Симоньян?
Читайте внимательнее. Театр это в том числе способ реагирования на текущие обстоятельства, фиксация человеческих травм и эмоций. Вот что она говорит сам: «Текст поэмы, на наш взгляд, хорошо передавал эмоциональное состояние наших людей, когда шел вялотекущий конфликт. И когда началась острая фаза конфликта, нам показалось, что именно в тот момент спектакль будет не ко времени».
Вы не видите отличий от того, что делают настоящие пропагандисты?
Самое интересное, что и "Человека из Подольска" ставит. Мы еще напишем про феномен этого всероссийского театрального хита, обещаю.
Со своим враньём, если быть точным...
А вот он в это враньё верит и преподносит его как истину. Вместе с ценной фактической информацией - про половину труппы, отправленную на убой. И вот что не надо было бы пианиста-то из Мариуполя на фронт, где ж теперь найти другого такого. Я к этому интервью отношусь как к важному историческому свидетельству. Отделять правду от вранья - наша работа. Зафиксировать, как они перемешиваются в сознании у обычных людей (а человек-то явно обычный, таких вокруг нас миллионы) - тоже.
Почему вы думаете, что он верит в то что говорит?
Опираюсь на свой опыт общения с пророссийски настроенными гражданами Юго-Востока Украины в период с 2014 по 2021 гг. Он не слишком обширный, этот опыт, но ресентимент - тот же, очень характерный. Это речи проигравших, и российская пропаганда их обиду раздувала очень умело. В итоге люди говорят то, что им внушили - и уверены, что это их собственное мнение.
Из этих "пророссийских" вы встречали кого-то кроме выживших из ума стариков и тех кто за свою пророссийскость получает деньги?
Да, в том-то и дело. Было бы всё так просто - деньги или деменция! Но нет, обычные люди. Да и в самой, так сказать, большой России разве иначе?
Ну и за что же они любят Россию?
За то же, за что любят и воображаемый СССР. Это утопический образ, не имеющий отношения к реальности. Позволяющий внутренне воспарить, расправив плечи. Символ веры.
Любить утопический образ в теории — это понятно. Пойти умереть за него — это деменция.
"Я хату покинул, пошел воевать,// чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать".
"Тьмы низких истин нам дороже// Нас возвышающий обман".
Не соглашусь про деменцию. И вся история человечества, можно сказать, мне тут порукой)
Деменция это приобретённое слабоумие. Если человек тупой от рождения, то это не деменция. Так то глупых людей намного больше чем хотелось бы.
Не все же умирают. Многие вполне себе живут и неплохо себя чувствуют. Обиды отмщены, мимо проплывают (пролетают?) трупы твоих врагов. Жизнь удалась.