Unsplash.com
3 февраля, во Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой, в некоторых регионах России, по сообщениям СМИ, стартовала «Неделя доброго слова», которой пророчат стать новой традицией. Основная задача подобных мероприятий — поддержать чистоту русского языка, чем уже давно озабочены как Государственная Дума, так и Владимир Путин. Согласно новому указу президента, вносящему изменения в предыдущий указ (2014), утверждающий «Основы государственной культурной политики», госорганам срочно требуется встать на защиту родного языка от иностранных заимствований.
Однако даже в тексте самого указа избавиться от столь надоевших Кремлю и Госдуме западных слов так и не удалось: от иностранных слов его, видимо, решили не чистить. От заимствованного во французском языке слова «президент» СМИ, публикуя решение Путина, тоже не отказались и не стали заменять его на «главу», «главнокомандующего» или в конце концов на «царя».
Абзац о лексике звучит привычно:
«Защита и поддержка русского языка как государственного языка Российской Федерации, обеспечение соблюдения норм современного русского литературного языка (в том числе недопущение нецензурной лексики) и противодействие излишнему использованию иностранной лексики».
Столь любимое российскими чиновниками слово «норма» — французское заимствование, которое в русском можно легко заменить на «правило». «Лексика» давно была украдена у греков и появилась в русском языке лишь в XIX веке. Ну и открытым остается вопрос о том, будет ли (и во что?) переименована Российская Федерация, учитывая, что самое слово «федерация» заимствовано у ныне недружественной Франции.
Все это кажется, конечно, утрированным. Однако, что именно будет считаться «излишним» в русском языке — пока непонятно.