
Очередь к пограничному пункту "Верхний Ларс" на границе с Грузией, осень 2022 года
Facebook* (* – принадлежит Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной на территории РФ)
В сентябре 2021 года я писала о нарастающем дефиците трудовых ресурсов. Тогда ЦБ предупреждал: в ближайшие годы рабочая сила будет сокращаться на 400–600 тысяч ежегодно из-за того, что на рынок труда выходит малочисленное из-за низкой рождаемости поколение 1990-х — начала 2000-х годов, которое в полном объеме не может заместить многочисленную когорту 60-летних, выходящих на пенсию. ЦБ ошибся: не прошло и двух лет, как дефицит стал явной проблемой. Еще бы — начав войну, Россия лишилась 1–1,5 млн человек за год: 0,7–1 млн уехало, еще 0,3 млн как минимум мобилизовали. В первую очередь страна лишилась молодых, здоровых мужчин.
В российской промышленности рекордный с 1996 года дефицит кадров — по данным опроса Института экономической политики им. Гайдара, о нехватке рабочей силы заявили свыше 35% предприятий. Еще в довоенном январе 2022 года дефицит составлял 26%. И это при том, что после ухода с российского рынка западных брендов высвободилось порядка 300–500 тысяч человек, при том, что на предприятиях ВПК серьезно подняли зарплаты и дают бронь от мобилизации. Самая тяжелая ситуация — в легкой промышленности, говорится в исследовании — сейчас бы, на пустом рынке, занять освободившиеся ниши — а некому производить продукцию.
Удивительного в этом мало.
Никто не будет заморачиваться. Шестидневка гораздо ближе, чем кто думает.
Вопрос не в количестве рабочих рук, а в рабочих часах.
Пятьдесят часов рабочей недели плюс сокращение праздников и отпусков - эквивалент десяти миллионов.
Студентов можно сильно подуменьшить количеством плюс ввести обязательные производственные практики и почти исключить каникулы.
Два выходных появились только в шестидесятых. Впрочем, как и массовый отдых на юге.
Наверняка пересмотрят порядок увольнения, заменив две недели двумя месяцами или даже полугодом и т.д.
Ну и борьба с тунеядцами. Куда ж без неё.
Резервов много.
Россия проиграла не только битву за человеческий капитал. Складывается ощущение, что она, подобно анти-Мидасу, разрушает всё, к чему прикасается.
почему разрушает? превращает всё в говно)
Интересно посмотреть ещё в сравнительном анализе с Венесуэлой - как там отъезд квалифицированных кадров повлиял в долгосрочной перспективе.
Ещё как повлиял. В частности, в нефтянке отъзд кадров и замена их военными просто угробил отрасль. А ведь это самая богатая нефтью страна
> Во-вторых, не хватит — всегда можно завести мигрантов
Вспомнилась классическая реклама автомобилей узбекской сборки "Я узбеков люблю -- они в мороз заводятся хорошо"
"Теперь, возможно, и купили бы такую машинку, да нельзя — санкции."
Не. На машинку для уборки санкций нет. Но и денег - нет.
Ну как-то совсем примитивно.. Роботизация и автоматизация "зашла" в очень специфических случаях - поточное производство - и в этих случаях внедряется везде, включая и Россию, там все давно отработано. А вообще надежды, что не будет водителей и продавцов, обсуждаются уже лет 10-15, а как-то особой революции не видно нигде. Ну и автоматизация выгодна при наличии дорогого труда, это действительно так.
А вот о чем вы не сказали, так это об AI-революции, контуры которой начинают вырисовываться - об автоматизации творческой работы - и вот тут и впрямь что-то новое происходит, хотя и непонятно, что именно. И как раз в ней Россия-то вполне себе участвует..
Так что всё несколько сложнее, как обычно.
Революция в торговле есть - ecommerce не зря все растет и растет. А вместе с ним растут всякие доставки и прочее и прочее. То есть доля ручного труда в структуре бизнеса постепенно падает.
Для автоматизации простых работ в сложной среде (водители, уборка) нужно чтобы зарплаты были достаточно высоки, чтобы на них хотелось экономить. Дефицит (он же дороговизна) рабочей силы ведет к росту зарплат и неизбежно к механизации и автоматизации.
Замечу, что беспилотные такси уже вовсю ездят в SFO.
Туда же идет упомянутая вами автоматизация интеллектуального труда.
Насколько РФ сможет участвовать в этих трендах для меня вопрос - чтобы в них участвовать, нужно инвестировать и деньги и ресурсы и технологии. Будет ли у РФ такая возможность - вопрос.
Падает ли доля ручного труда в торговле или просто перемещается туда, где подешевле - это не так чтобы очень очевидно, см склады амазона и миллион их сотрудников.
Сложно судить о перспективах России, но замечу, что свои AI-компании (хотя бы какие-то) есть у США, Китая, России... и всё. Сможет ли Россия в этом списке удержаться - это, конечно, вопрос.
На складах и сортировочных центрах поток товаров в расчете на одного человека гораздо больше, чем в традиционной торговле.
AI компании это довольно широкая категория сейчас. Мне кажется в ЕС тоже есть собственные технологии, но могу ошибаться, конечно.
Думаю, что в среднесрочной перспективе РФ технологии не утратит, но будет постепенно и неоднородно отставать, повторяя историю позднего СССР.
Практика, впрочем, покажет.
"надежды, что не будет водителей и продавцов, обсуждаются уже лет 10-15, а как-то особой революции не видно нигде"
Просто это постепенно происходит, и по большей части не в России, вот вы и не замечаете. Посмотрите видео про магазин онлайн-доставки Окадо, например https://www.youtube.com/watch?v=4DKrcpa8Z_E
Я уж не говорю про всякие мелочи типа vending machines и self-checkout /smart checkout. Это уже повсеместное явление.
Про водителей - это вопрос регулирования и культурной адаптации. Технология сейчас уже созрела достаточно для того, чтобы как минимум позволить водителю не принимать участия в процессе при движении по трассе. А это снижает трудозатраты (соответственно оплату) и увеличивает производительность, при гораздо меньшей аварийности. Но проблема в том, что к технологии из-за её новизны непомерно жёсткие требования. Даже если количество аварий в 100 раз меньше, чем с людьми за рулём, любая такая авария будет раздуваться (и раздувается - с теслой например) до катастрофы вселенского масштаба. Но в любом случае это уже вопрос ближайших 10-ти лет (не в России).
Живя в Калифорнии, очень даже замечаю... И да, self-checkout много где есть, уже лет 10 как. И это сокращает количество кассиров, но вот полностью безкассовые магазины амазона так и не взлетели, зато прекрасно взлетела логистика амазона, основанная, правда, на миллионе живых грузчиков, работающих за копейки.
Про водителей - вопрос сложный, но тем не менее, прогресс встал. И 5 и 10 лет назад тоже все говорили, что вот-вот будет полный self-driving, а пока нет, и особенно не предвидится. Частные случаи решаются, да.
Мой пойнт в том, что никакой революции в автоматизации физического низкоквалифицированного труда не происходит - промышленные роботы были уже в 1980х, и собственно всё. Обещаний много, перспективы есть, с внедрениями хуже.
А вот AI-революция - она реально происходит - но это про "белых воротничков", которые никак не низкоквалифицированные мигранты.
"основанная, правда, на миллионе живых грузчиков, работающих за копейки"
Но тут надо сравнить, сколько понадобилось бы работников для выполнения того же объёма работы, если бы автоматизации не было (обычные brick and mortar магазины), и какие бы им платили при этом копейки для поддержания рентабельности бизнеса, а также качественные отличия условий труда и конечного продукта. И тогда вы увидите революционные изменения.
Что в вашем понимании революция. Десятикратное увеличение производительности труда за 30 лет - это революция?
Технологические революции просходят на горизонте нескольких десятков лет, а не за год-два. То же было с IT - вспомните, как выглядело делопроизводство 30 лет назад, как банки например работали. А сейчас банки закрывают свои отделения просто обвально - физические отделения скоро вообще исчезнут как явление, и появляется множество банков, которые работают сугубо онлайн. А сколько лет заняла промышленная революция? И AI революция тоже займет не один десяток лет.
Десятикратное увеличение производительности труда - это, конечно, революция, но во-первых, у вас есть статистика по поводу десятикратного? И во-вторых, даже если это и так, то вызвано это не автоматизацией и роботизацией торговли как таковой, о чем речь в статье, а переходом к торговле через интернет, с чем никто и не спорит. Но этот переход уже свершился (в том числе и в России), каких-то дальнейших революционных изменений тут ждать непонятно откуда.
Банки, особенно в США и особенно в Европе, работают (во многом) точно так же, как 30 лет назад - "где карточку оформляли, там и будете получать". Почтовая переписка по-прежнему на коне. Онлайн банки и прочие инновации есть, но на фоне Азии и той же России исчезающе мало.
Мой пойнт, еще раз, что разговоры про роботизацию это (_пока что_) хайп и wishful thinking, этого реально не происходит, особенно на "Западе". При этом происходит совершенно другое (AI), и говоря о России - в некоторых областях (финтех, например) она как раз лидирует, а не отстает, а в других по меньшей мере в тренде. Моя основная претензия в статье - "смотрите, мир (=Запад) ушел вперед, и страна отстанет навсегда" - всё куда сложнее в реальности.
"Десятикратное увеличение производительности труда - это, конечно, революция, но во-первых, у вас есть статистика по поводу десятикратного?"
Данных нет, просто хотелось определиться с критериями и подходом, прежде чем эти данные искать. Иначе нет предмета для разговора.
"И во-вторых, даже если это и так, то вызвано это не автоматизацией и роботизацией торговли как таковой, о чем речь в статье, а переходом к торговле через интернет"
Одно с другим тесно взаимосвязано. Торговля через интернет открывает возможности для централизации, масштабирования и повышения эффективности. И наоборот, без автоматизации весь этот продуктовый онлайн шоппинг становится экономически неэффективен - не будет окупаться доставка.
"Банки, особенно в США и особенно в Европе, работают (во многом) точно так же, как 30 лет назад"
Вы, наверно, давно в европейских банках не были. Не поверите, даже до британских банков цивилизация дошла. Со скрипом, но дошла. Два года назад моргидж оформил онлайн/по телефону в Натвест. Ллойдс даже половину отделений позакрывал, а другая половина - пустые стоят. Я не знаю, что у вас там в Калифорнии в этом плане, но в европе, особенно после пандемии, с этим большой прогресс.
Да как же не сказала, вот: "Потому что в развитом мире началась своя война — война за мозги. Именно они понадобятся в ближайшие десять лет — годы тотальной роботизации и внедрения искусственного интеллекта".
В этом смысле война за мозги идет уже лет 300, с начала промышленной революции :))
И см выше - тотальной роботизации как-то не видно. В отличие от автоматизации художников, копирайтеров, юристов, врачей.
нет такой вещи -- дефицита работников. Есть недостаточные зарплаты
В масштабах одного предприятия - действительно, при желании можно всегда найти работника, если это не какая-то уникальная квалификация, и соблазнить его высокой зарплатой. Хотя есть предел рентабельности, когда повышать зарплату становится экономически нерационально.
А в масштабах страны дефицит работников - вполне реальное явление.
Есть, конечно, и это. Как и написала - в принципе, можно резко поднять зарплаты рабочим - и туда побегут даже менеджеры из офисов. Но общее количество рабочей силы от этого не изменится, увы. А ее не просто мало, не просто становится ещё меньше - ее становится меньше стремительными темпами. Причем, в первую очередь самой перспективной части - молодых и образованных. Просто эти процессы на начальных этапах малозаметны стороннему взгляду. Но вот уже заметны.