. Источник: Википедия
За Т-34 давно и прочно закрепился титул лучшего танка Второй мировой, причем величают его так не только советские/российские авторы, но и немцы, с которыми согласны многие американцы и англичане. Оценка эта вполне заслужена, и именно это обстоятельство порождает вопрос: почему же, обладая лучшим танком Второй мировой, Красная армия едва не проиграла ее в 1941–1942 годах?
Вопрос этот возник не вчера. Даже в советское время, когда стыдливо замалчивалось общее количество танков у СССР, была смело озвучена цифра «1700 танков новых типов — Т-34 и КВ», которые в июне 1941 года встретили удар 3658 немецких машин. На самом деле новых танков у Красной армии было чуть меньше — 1464, но не суть: все равно по таким характеристикам, как толщина брони, калибр орудия и мощность двигателя, они настолько превосходили немцев, что, казалось бы, должны были затоптать их орду и при соотношении 1:3. Достаточно сказать, что единственный на тот момент тип танка, способный поражать Т-34 в лобовую проекцию — T-III модификации J (Pz.III Ausf.H) с длинноствольной 50-мм пушкой — имелся в вермахте в количестве всего 40 штук. Остальные, по идее, были не более чем безобидными мишенями для советских танкистов.
На деле разгромлены оказались именно танковые войска Красной армии, и этот феномен требовал объяснения. В СССР на сей счет отделывались неубедительно туманной фразой о внезапности нападения, зато в постсоветские времена родилось сразу несколько конспирологических версий. Например: а) Красная армия разбежалась, не желая сражаться за сталинский режим; б) генералы-заговорщики специально подставили армию под удар; в) Сталин сам готовил нападение, а Гитлер сумел опередить его на считанные дни, и т.д.
На самом деле все проще. Даже если вынести за скобки такие показатели, как обученность экипажей, подготовка штабов, оргштатная структура, боевой опыт, и углубиться в технические параметры, то и их хватит для объяснения катастрофы 1941 года. Надо только учесть, что
война — это не рыцарский турнир, где танки становятся напротив друг друга и по команде секундантов «Съезжайтесь!» начинают сближение.
В таких «дуэльных» условиях у Т-34 с его броней и пушкой в 1941 году действительно не было бы равных. Но дуэль от реального боя отличается примерно так же, как драг-рейсинг от ежедневных поездок по городу. А ведь, выбирая машину, редко кто ориентируется исключительно на такие ее табличные характеристики, как максимальная скорость, мощность двигателя и т.д. Для гражданского пользователя на первых по значимости позициях стоят цена, экономичность, эргономика, надежность. Но и для военных все эти элементы общей «танковой формулы» не менее важны, а именно с ними у Т-34 был полный швах.
Ничего не вижу, никуда не еду
Каждый тип бронетанковой техники в процессе эксплуатации, как правило, проходит четыре жизненных цикла, которые условно можно назвать детством, юностью, зрелостью и старостью. Детство начинается, когда от опытных образцов заводы переходят к серийному производству, первые экземпляры поступают в войска и оттуда несется вполне взрослый мат: что вы нам прислали?! как на этом вообще можно ездить?! Постепенно различные дефекты и «детские болезни» выявляются и устраняются, надежность изделия повышается, ругань стихает. Затем наступает пора зрелости: техника модернизируется с учетом пожеланий эксплуатанта, ее параметры выходят на максимум, отпущенный ей физикой и прочими точными науками. Но увы, ничто не вечно под луной: наступает момент, когда улучшить любую отдельную характеристику уже невозможно без появления кучи «побочных эффектов». А между тем появляются новые модели, с которыми «старичку» все труднее, а потом и вовсе невозможно тягаться — и это время отправляться на переплавку (или в музей, если повезет).
Так вот, у Т-34 на 1941–42 годы пришлось именно детство.