Dominika Zarzycka/Keystone Press Agency/Global Look Press
В августе этого года в рассылке издания KIT вышел текст антрополога из США Василины Орловой «Неужели я имперец? Письмо о том, как измениться». В публикации разбираются понятия колониализма и империализма и связанные с ними поведенческие паттерны. Автор уверена, что к войне в Украине привело именно имперское и колониальное мышление россиян, при этом его признаки прослеживаются далеко не только у горячих сторонников вторжения, но и у оппозиции. Фарида Курбангалеева поговорила с Орловой о том, чего боится российская оппозиция, как убить в себе имперца и колониалиста и что делать вместо того, чтобы жаловаться на русофобию.
«Российский колониализм — не исключение из правил, он себя ведет так же, как и любой другой колониализм»
— Я хотела бы поговорить с вами об имперском и колониальном мышлении не на примере «глубинного народа», а на примере российских либералов, которые выступают против Путина и против войны. Вы можете привести примеры такого поведения?
— Я хочу сразу сказать, что не отделяю себя от этих людей, и я сама замечена в высказываниях, которые задним числом хотелось бы отредактировать. Но российские оппозиционеры, интеллигенция действительно заняли позицию, что война в Украине — это война Путина и Путин один ответственен за нее.
Но путинский режим, как и любые правые режимы, — популистский. Он лег на российские колониальные нарративы, настроения, идеи, мнения. Путинский рейтинг поднялся в 2014 году на волне оккупации Крыма, а потом на волне полномасштабного вторжения РФ в Украину. Это говорит о том, что эти шаги были достаточно популярны в народе.
В полномасштабном вторжении только официально участвовали полмиллиона россиян — 200 тысяч человек составляла первоначальная группировка и 300 тысяч были призваны во время так называемой частичной мобилизации. Плюс десятки тысяч наемников. У этой массы есть семьи, которые зачастую с гордостью их поддерживают. Сотни тысяч, если не миллионы, россиян оказывают эмоциональную и информационную поддержку российскому вторжению в Украину.
То есть Путин лишь выполняет роль оракула, который говорит то, что люди хотят услышать, и за это его уважают в российском обществе.
Поэтому война в Украине — это следствие российского колониализма и империализма, а путинский режим — просто современная оболочка давно существовавшей матрицы. И это то, что российская оппозиция часто не хочет признавать. Далеко ходить не надо: мне до сих пишут в телеграм-канале, что надо говорить «на Украине», а не «в Украине». Это и есть проявление колониализма, это цепляние за идею России, для которой Украина — это окраина.