В импринте «ЛЕД» издательства «АСТ» вышла книга социологов Евы Иллуз и Эдгара Кабанаса «Фабрика счастливых граждан. Как индустрия счастья контролирует нашу жизнь».

Авторы разбирают феномен «позитивной психологии», показывая, как легко поставить ее на службу социальным институтам, корпорациям и политическим доктринам. Книга — образец здорового скептицизма, предлагающий трезвый взгляд на бесконечное «не грусти, выше нос, будь счастливым» из каждого угла.

Она показывает, как именно возник этот странный союз между психологами, экономистами и гуру личностного роста — и создал новую репрессивную форму контроля над сознанием современных людей.

Счастье и неолиберализм

Неолиберализм шире и фундаментальнее, чем просто направление политической и экономической философии. Неолиберализм следует понимать как новую стадию капитализма, при которой области и сферы применения экономики расширяются во всех культурных слоях, растет спрос на научно-технический анализ при принятии политических и социальных решений, возрастает внимание к утилитарным обоснованиям выбора, эффективности и максимизации прибыли, экспоненциально растет неопределенность на рынке труда, экономическая нестабильность, рыночная конкуренция, рискованное поведение, организационная гибкость и децентрализация, ускоряется коммерциализация символического и нематериального, в том числе идентичности, чувства и образа жизни, закрепляется терапевтическая этика, ставящая эмоциональное здоровье и потребность в индивидуальной самореализации в центр общественного прогресса и институциональных вмешательств.

Более существенным, чем эти характеристики, является тот факт, что неолиберализм следует рассматривать как индивидуалистическую социальную философию, основным объектом внимания которой является «я», а основной антропологической гипотезой, по мнению Ашофф, — то, что «все мы — независимые, автономные субъекты, встречающиеся на рынке, мы сами творим свои судьбы и находимся в процессе создания общества». В этом смысле неолиберализм следует рассматривать не только с точки зрения его структурных особенностей и последствий, но и с точки зрения его инфраструктурных предпосылок, то есть его этических и моральных принципов, согласно которым все люди являются (и должны быть) свободными, активными, ответственными и автономными существами, способными управлять своим психологическим состоянием по собственному желанию, реализовывать интересы и преследовать то, что принято считать неотъемлемой целью в жизни — счастье.