В издательстве «Альпина нон-фикшн» выходит книга «Язык как инстинкт» известного канадского лингвиста и нейропсихолога Стивена Пинкера.
Она была написана в 1994 году и с тех пор стала признанным бестселлером. Предназначенная для самого широкого круга читателей, она также служит введением в науку о языке для многих профессионалов. Стивену Пинкеру удалось в ней совместить энтузиазм яркого рассказчика и скрупулезность подхода истинного ученого.
Опираясь на постулаты Дарвина и Хомского, Пинкер идет дальше и выдвигает идею о том, что человек с рождения имеет способность к языку. Ребенок спонтанно усваивает грамматику даже в смешанной культурной среде, для развития речи ему не нужны формальные правила или исправления со стороны родителей.
Огромный круг проблем, поднимаемых автором, не оставляет равнодушным никого, кто пользуется языком. В чем суть языка? Как он устроен? Разрушают ли его слова, проникающие в нашу жизнь с каждым новым поколением? Как связаны язык и мышление? Эти и многие другие вопросы, рассматриваемые Пинкером в книге, часто задавались и отрабатывались в ходе его лекций, ставших для публики знаковыми.
Так какие же модули есть в разуме человека? В известной академической пародии на Хомского он предлагает врожденные модули для катания на велосипеде, подбирания галстука к рубашкам, ремонта карбюраторов и так далее. Но соскользнуть от языка к починке карбюраторов не так легко, как кажется. Мы можем избежать заноса, если найдем очевидные точки опоры. Используя технический анализ, мы можем понять, что нужно для системы в принципе, чтобы она могла делать правильны е выводы для проблемы, которую она решает (например, при изучении того, как люди воспринимают формы, мы можем спросить, может ли система, которая обучается распознавать разные виды мебели, распознавать и лица, или требуется специальный анализатор форм для лиц). Применяя данные биологической антропологии , мы можем поискать свидетельства того, приходилось ли нашим предкам сталкиваться с подобной проблемой в тех условиях, в которых они эволюционировали: так язык и распознавание лиц, по крайней мере, станут кандидатами на роль врожденных модулей, тогда как чтение и вождение автомобилей — нет. Используя данные психологии и этнографии, мы можем проверить следующее предположение: когда дети решают задачи, для которых у них существуют ментальные модули, они должны выглядеть как гении, знающие те вещи, которым их никогда не учили; если же они решают проблемы, для которых их разум не был изначально приспособлен, то они должны пройти трудный и долгий путь. Наконец, если модуль для решения какой-то задачи реально существует, нейронаука должна обнаружить, что в мозговых тканях, задействованных в решении этой задачи, наблюдается некоторая физиологическая связность, образующая систему или подсистему.