Пересказ сборника эссе «Худшее в нас» («The Darker Angels of Our Nature: Refuting the Pinker Theory of History & Violence») под редакцией почетного профессора истории из Университета Иллинойса в Урбана-Шампейне Марка Микейла и директора Центра истории насилия при Ньюкаслском университете (Австралия) Филипа Дуайера.
17 историков решили оценить знаменитую теорию эволюционного психолога Стивена Пинкера, приведенную в работе «Лучшее в нас. Почему насилия в мире стало меньше» (The Better Angels of Our Nature), о том, что с течением времени человек становится все менее склонен к насилию и что сегодня мы переживаем самое мирное время в истории человечества. Они пришли к выводу, что «псевдоисторик» Пинкер, мягко говоря, многое упрощает и серьезно заблуждается.
Контекст
Недавно на русском языке вышла книга Стивена Пинкера «Просвещение продолжается». Содержащая более тысячи страниц и десятки графиков, она продолжает развивать идеи предыдущей книги эволюционного психолога. «Лучшее в нас» показывает картину прогресса человечества от состояния насильственной «доисторической анархии» через гипотетически чрезвычайно кровавые Средние века к современному состоянию, которое, по Пинкеру, можно назвать наиболее спокойной и «просвещенной» эпохой, в которой насилие практически искоренено. Этот контринтуитивный тезис на первый взгляд подтверждается невероятным количеством информации.
«Лучшее в нас» отметили как важнейшую книгу многие знаменитости, включая Билла Гейтса. Поначалу критиков теории Пинкера было меньше — и это логично, ведь внимательная критика книги такого объема с таким количеством материалов требует огромного вложения времени, тогда как позитивный обзор, тем более от неспециалиста, такого не требует.
Когда первые критики начали появляться, Пинкер воспринял их скептично и даже враждебно. В многочисленных интервью писатель возмущался «идеологизированностью» своих оппонентов, которая выражается в невозможности принять позитивное в сегодняшнем мире и радикальной «антипрогрессивной позицией». Согласно Пинкеру, подобная «необоснованная критика» исходит от «радикалов» как справа, так и слева, тогда как он сам убежден в собственной «объективности», представляя научный взгляд на историю насилия, и ничего больше.
Спустя 10 лет (книга вышла в 2011-м) критики Пинкера готовы ответить на эти обвинения. В сборник «Худшее в нас» вошли эссе историков, старающихся дать убедительные контраргументы тезису Пинкера. Их критика касается как убежденности Пинкера в своей «объективности», так и прямо относящихся к истории вопросов.