Пересказ сборника эссе «Худшее в нас» («The Darker Angels of Our Nature: Refuting the Pinker Theory of History & Violence») под редакцией почетного профессора истории из Университета Иллинойса в Урбана-Шампейне Марка Микейла и директора Центра истории насилия при Ньюкаслском университете (Австралия) Филипа Дуайера.
17 историков решили оценить знаменитую теорию эволюционного психолога Стивена Пинкера, приведенную в работе «Лучшее в нас. Почему насилия в мире стало меньше» (The Better Angels of Our Nature), о том, что с течением времени человек становится все менее склонен к насилию и что сегодня мы переживаем самое мирное время в истории человечества. Они пришли к выводу, что «псевдоисторик» Пинкер, мягко говоря, многое упрощает и серьезно заблуждается.
Контекст
Недавно на русском языке вышла книга Стивена Пинкера «Просвещение продолжается». Содержащая более тысячи страниц и десятки графиков, она продолжает развивать идеи предыдущей книги эволюционного психолога. «Лучшее в нас» показывает картину прогресса человечества от состояния насильственной «доисторической анархии» через гипотетически чрезвычайно кровавые Средние века к современному состоянию, которое, по Пинкеру, можно назвать наиболее спокойной и «просвещенной» эпохой, в которой насилие практически искоренено. Этот контринтуитивный тезис на первый взгляд подтверждается невероятным количеством информации.
«Лучшее в нас» отметили как важнейшую книгу многие знаменитости, включая Билла Гейтса. Поначалу критиков теории Пинкера было меньше — и это логично, ведь внимательная критика книги такого объема с таким количеством материалов требует огромного вложения времени, тогда как позитивный обзор, тем более от неспециалиста, такого не требует.
Когда первые критики начали появляться, Пинкер воспринял их скептично и даже враждебно. В многочисленных интервью писатель возмущался «идеологизированностью» своих оппонентов, которая выражается в невозможности принять позитивное в сегодняшнем мире и радикальной «антипрогрессивной позицией». Согласно Пинкеру, подобная «необоснованная критика» исходит от «радикалов» как справа, так и слева, тогда как он сам убежден в собственной «объективности», представляя научный взгляд на историю насилия, и ничего больше.
Спустя 10 лет (книга вышла в 2011-м) критики Пинкера готовы ответить на эти обвинения. В сборник «Худшее в нас» вошли эссе историков, старающихся дать убедительные контраргументы тезису Пинкера. Их критика касается как убежденности Пинкера в своей «объективности», так и прямо относящихся к истории вопросов.
«Пинкер не дает определения насилию перед тем, как использовать термин» — и тут же следом — «Что Пинкер считает насилием? Он сужает его до физического и по сути межличностного (даже в случаях массового насилия, например, войн)». Так дает определение или не дает? Когда я начал читать статью, первая мысль была — критики Пинчера произвольно расширили понятие насилия до абстрактных величин и ставят ему в вину, что он использовал более узкое и конкретное определение. Так и оказалось. Но почему критики решили, что это проблема? Он взял указанное конкретное определение и провел свои изыскания именно в его рамках. В результате получился весьма ценный анализ, содержащий важные выводы — в частности, вывод о значительном падении уровня физического насилия как о свидетельстве неуклонного прогресса человечества. Из высказываний критиков складывается впечатление, что они в целом согласны с выводом, но, похоже, не считают его свидетельством прогресса, что выглядит странно.
Что касается расширения понятия насилия до его современных рамок, то тут есть один важный нюанс, о котором критики умалчивают. Физическое насилие — понятие в значительной степени объективное. Если человеку отрезать руку или отрубить голову, последствия для его жизни будут примерно одинаковыми вне зависимости от того, что это за человек и кто именно применил к нему насилие. Суть физического насильственного акта заключается в причинении третьей стороной объективного физического вреда организму, который вследствие такого вреда оказывается не способен на полноценное для этого организма поддержание дальнейшей жизни, а то и вовсе на саму жизнь.
Психологическое насилие обладает совершенно другой природой — физического воздействия на жертву в этом случае как правило нет вообще. Весь материально выражаемый вред жертва причиняет себе сама через акт болезненного осмысления происходящего в контексте существующих в голове жертвы установок и совершения вследствие этого осмысления неких вредящих себе действий. То есть, в акте психологического насилия всегда принимает активное участие мозг жертвы, причем это участие является ключевым — если не будет его, не будет и вреда. А степень вреда при этом фактически определяется установками самой жертвы. Иными словами, психологическое насилие по своей природе субъективно. И это крайне важное отличие от объективного физического насилия, так как в последнем случае жертва является пассивным участником ситуации, весь вред наносится исключительно третьей стороной.
Нет ничего удивительного, что современные представления о насилии расширяются от чисто физического до психологического. Более того, я вижу в этом прямое доказательство правоты выводов Пинкера — именно снижение уровня физического насилия (и обусловленное в том числе этим увеличение продолжительности и качества жизни) позволило людям значительно больше рефлексировать над психологическим восприятием мира (что снова можно представить в виде своеобразной пирамиды Маслоу). Да, конечно, субъективность восприятия психологического насилия не делает его второстепенным по отношению к насилию физическому — эта проблема объективно существует и обществу ей тоже следует заниматься с тем же энтузиазмом. Но нужно учитывать эту важную разницу, потому что она обуславливает различные подходы к их решению.
Также без удивления заметил у критиков упоминание иррациональности в поведении людей, которую Пинкер по их мнению не учитывает, как и обвинения Пинкера в «технократичности». На мой взгляд, критики снова демонстрируют опасное смешение понятий. Человек состоит из двух начал, имеющих слишком разную природу — иррационального (условно «тело») и рационального (условно «сознание»). Эти два начала сражаются за один ресурс — человеческую жизнь — и поэтому в каких-то местах неизбежно вступают в конфликт. Невозможно быть иррациональным рационалистом. При этом опыт человечества демонстрирует, что именно рациональный (а никак не иррациональный) подход способен значительно улучшить качество и продолжительность жизни отдельно взятого человека в большой популяции. При этом сам факт, что критики способны критиковать и размышлять об иррациональности, тоже выдает в них рациональное начало. Поэтому критики, требующие придавать иррациональному ту же значимость, противоречат сами себе (или даже пилят сук, на котором сидят). Будучи более значимым с точки зрения даруемых возможностей, рациональное начало должно существовать над иррациональным. Но при этом стремиться создать для него (возможно, виртуальное) пространство, где это иррациональное могло бы полностью самореализовываться, не принося вреда окружающим. По сути это та же самая (рациональная!) доктрина «моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого», только в более сложном виде.
В целом претензии критиков звучат надуманно. Недочеты в его работе, видимо, есть (и были ими обнаружены), но из наличия этих недочетов никак не следует, что его выводы ошибочны. Сам факт провозглашения кого-то «псевдоисториком» (что само по себе достойно осуждения) эти выводы вовсе не опровергает и критики должны бы неплохо об этом знать. Профессия историка вообще не предполагает каких-либо концептуальных выводов и оценок. Как было отмечено, классический историк — это архивариус, главная задача которого — восстановить фактический ход событий, а не давать им оценку. Пинкер со своей нацеленностью на оценку динамики — причем с более широких позиций человеческого самоощущения и близкой ему эволюционной психологии — был, разумеется, вынужден выйти за эти рамки. Обвинять его в этом несколько глупо.
Основная идея Пинкера кажется мне симпатичной и интуитивно понятной. Ведь даже выходящее из ряда вон несчастье последнего века - Вторую Мировую - вполне можно сравнить с прошлым почти без поправок: в Тридцатилетнюю войну погибло от трети до половины населения разных княжеств Германии, а не что-то 7-10 млн из почти 70-ти, как в последнюю мировую. Популярное у современников описание всего этого с бесконечными одуряющими вариациями пыток и насилий можно найти в плутовском романе "Симплициссимус" Гиммельсгаузена. И был по крайней мере один широко известный случай полного целенаправленного истребления населения немаленького города, давший выражение "Магдебургская пощада": "Никогда со времен падения Иерусалима на жителей городов не падала господня кара такой силы. Все наши солдаты теперь богаты. С нами Бог" - писал потом имперский маршал Паппенхайм. И там ведь горло вручную резали, мужикам - чаще сразу, а женщинам - потом; никакой техники, никаких бомбежек, все духовно и патриархально.
--
При этом критика Пинкера - дело здоровое и полезное, о чем тут спорить? Нормальный процесс.
Славой Жижек - профессиональный балабол, любящий пересыпать свои излияния науко-подобной терминологией. дальше не читал, понятно что ерунда
Люблю такое. Не-историки (психологи, математики, технари) считают, что история (или другая гуманитарная наука) — легкотня, и пишут собственную версию. Защищают её под эгидой объективности и наборов данных. А потом приходят учёные из этих наук и показывают, что не зря едят свои гранты и тратят десятилетия на всякие мелочи. Молодцы.
Я одна не поняла в чём суть претензий к Пинкеру? Или это такое худшее изложение "Худшего в нас"? В действительности те, кто читал Пинкера, чётко понимают, что речь в "Лучшее в нас" идёт конкретно о физическом насилии, ибо когда насилие физическое то ты либо жив, либо мёртв, вариантов защититься от агрессии и насилия не так уж много. Когда насилие переходит из физического состояния в моральное, а также проникает в виртуальный мир, то вариантов защиты значительно больше, ибо прямой угрозы жизни (за исключением совсем уж маргинальных случаев) нет, зато есть возможность подключить мозг и решить проблему всеми доступными для XXI века способами. И этих способов намного больше, чем во все предыдущие века и исторические периоды
Слушайте, объективные историки это такая же фикция, как и объективные психологи, или, обобщая, объективные люди.
.
Взгляд любого конкретного человека на любую социальную, то есть связанную с человеческими поведением в группах, проблему, будет отражать личные представления наблюдателя, тут даже и спорить не о чем.
.
Также, как и представления о том, что есть насилие, а что не есть насилие, как частный случай наблюдения за человеческим поведением, тоже обладают таким же свойством.
.
Единственный нормальный вариант поведения, как мне кажется, это максимальная честность.
.
Каждый кулик хвалит своё болото, но максимального уважения и доверия достоин тот, кто готов признать, что вообще МОЖЕТ ошибаться, а в идеале - и готов признать свои ошибки.
.
А тут обе стороны такую честность, судя по тексту, не особенно проявляют.
Если Пинкер оперирует моральными категориями "хуже-лучше", какой смысл писать опровержения заранее отказавшись от моральных оценок? Это как победить чемпиона по боксу в шахматы, и считать это профессиональным достижением. Тем более что тут на самом деле не отказ от морализаторства в пользу "объективности", а наоборот, переход от минималистских моральных аксиом типа "лучше живой, чем мертвый" к "справедливости", которая гораздо более условна и уязвима к деконструкции.
Абсолютно согласен!
И сказано чеканными формулировками!
+100500
Обзор понравился, поставил лайк. Хотя в заключении на мой взгляд отсутствует важное слово: «С точки зрения ЛЕВЫХ профессиональных историков работа Пинкера не выдерживает критики»
Не удивляюсь, если среднее количество насилия вообще постоянно. Сейчас только часть перенеслась в виртуальные 'миры', так что в реальном его стало чуть меньше.
С точки зрения книжного червя, чем больше выходит книг, тем лучше. Ни книги Пинкера, ни его оппонентов не заслуживают такого фонтана эмоциональных реакций. Столкновение идей - это норма и необходимое условие для развития мысли. Пройдет совсем немного времени, и появятся новые книги и новые авторы, опровергающие наши устоявшиеся взгляды по любому вопросу. Don't kill the messenger.
Я просто не нахожу слов...
Очень трудно определить, кто же вызывает бОльшее сочувствие?
То ли этот "полезный идиот" Пинкер, у которого, похоже, единственным мотивом для написания книги было страстное желание доказать всем окружающим, что капитализм и свободный рынок спасут - а лучше даже уже спасли - весь мир (Причём это он не потому так считает, что ему капитализм и рынок нравятся, а потому что он весь из себя такой объективный, такой научный, что аж до мозга костей деидеологизировался:)
То ли эти "десять негритят" оппонентов, которые запомнили, что насилие - это "харам" (типа как "западное образование") и стараются теперь запихнуть коленом под это понятие всё, что им не нравится: бедность, экологию, права животных, буллинг в интернете и т.п.:))
в комментариях бунт свидетей коммунофашизма)) клоуны.
А книга, видимо, просто винегрет из себя составляет, ну или статья получилась плохо. Как по мне, критика Пинкера за исторические ошибки - это ок. И его безоговорочное утверждение про уменьшение насилия реально игнорирует 20 век как будто. Да и похоже, что он действительно сам довольно идеологизирован.
Но в то же время утверждения про кибербуллинг и порноместь выглядят очень тупо. И критика капитализма, конечно, "внушительная". Крч придется книжки читать
не игнорирует. 20 век дал огромное количество жертв в абсолютном выражении, а относительно общих размеров популяции - даже в 20 веке насилия уже было меньше
Они ещё забыли самый мощный лозунг современных левых SJWs - "Silence is Violence!"
Очень несправедливо тут критикуют автора этого пересказа. Ну ок, ну начал он с восхищения настоящими учёными, собравшимися всемнадцатером, чтобы справиться с одним ненастоящим учёным Пинкером. Наверняка, какие-нибудь целевые гранты (на борьбу с антинаучной теорией Пинкера) привлекли, чтобы не зря тратить научный пыл. Но это же для порядка, чтобы в журнале опубликовали. А потом сразу берёт и чётко обозначает, о чём дальнейший пересказ.
«Это определение <насилия> сразу исключает из статистики Пинкера нефизические — кибербуллинг и порноместь происходят в интернете, но радикально негативно влияют на жизнь жертв, а потому сложно не считать их насилием — и неперсонализированные его разновидности. К последним авторы сборника, выступающие в основном с левых позиций, относят капитализм (который Пинкер превозносит) и его следствия: в первую очередь бедность».
И всё. Раньше отсекали голову, а теперь - кибербуллинг. Раньше право первой ночи, а теперь - порноместь. Раньше богатство в виде мяса по большим праздникам, а теперь - бедность в виде фуд стампов, в которые - вот ведь где системный расизм - даже не включён алкоголь!
Ждём новых подборок от самого умеренного в «Репаблик» журнала. Который по ошибке называется «Будущее», а не, к примеру, #зарадикала
Спасибо за рецензию, съекономил время на чтение.
Вопрос к бильду, чем вас так страйкболисты напугали?
Обязательно прочту книгу Пинкера. Если ее критикуют такие коммунофашистские придурки, как те, которыми восхищается автор в статье, дело стоящее. один аргумент меня потряс. Да, вот, может раньше был Тамерлан с горами из черепов, а теперь меня травят в интернете, это ведь тоже насилие.
В книге "Просвещение продолжается" Пинкер очень хорошо прошелся по Трампу и трампизму. Ждем критику справа.
Между прочим, пирамиды из черепов воины Тамерлана складывали из голов
монгольских цириков(солдат) золотой орды, которую, по-сути, именно он уничтожил.
Эти цирики были еще те гуманисты...
В том числе и цириков, но не только цириков. Гражданские головы покоренных городов тоже.
Он покорил города южного Поволжья, но что-то там таких пирамид не было замечено... Он вообще собирался вырезать монголов и на территории Руси,но
в момент выступления армии произошло солнечное затмение. Тиран призвал звездочетов, спасая свою шкуру, они естественно указали, что звезды против...
В случае неудачи похода, если бы звездочеты посулили успех, Тимур их несомненно казнил бы. Но он им доверял, потому поход отменил...
Книгу Пинкера следует читать потому, что её рекомендует Екатерина Шульман, а не потому, что её кто-то ругает без относительно того, кто этот ругающий есть.
Это не к тому, что Пинкер великолепен, а к тому, что читать "назло" IMHO не продуктивно.
У авторов все-таки есть аргументы, которые помогают лучше понять самого Пинкера или просто оттеняют то, что он старается донести. Насилие, агрессия могут быть в иных формах, нежели физическое, а стало его меньше или больше, зависит от его формального определения. Физическое насилие, массовый голод, да, уходят. Вопрос надо смотреть в динамике, в том числе, качественной. Прогресс по-любому виден.
P.S. ... и странно было бы, если Пинкеру никто не оппонировал.
Пинкер это полезный идиот дьявола. Удивительно (впрочем, нет, ведь невежество — нежелание ведать — это универсальная черта большинства людей), что после его полемики с Талебом многие продолжают воспринимать аргументы этого дурака всерьез.
“History passes on, from one turmoil, from one catastrophe to the next, with brief intervals of happiness, little islands which it spares for a time, until they too are engulfed. All in all — as Max Weber put it — a road paved by the devil with demolished values. … Once again we are faced with the question is it God or the devil who governs the world? And though we may believe that ultimately the devil is in the service of God, there is no proof of it.” — Karl Jaspers
”Since such remarkable things have been achieved through planning within the realm of technology, the road leads from here, in intellectual thoughtlessness attendant upon fascination by technology, to the idea of a technocracy—the administration of technology by technology itself—which will put an end to every evil. It is superstitious belief in the universal constructive ability of science that presses along the road of total planning. The Age of Technology seeks the technological realisation of the idea of the overall reconstruction of human existence. Attempts to put technology on the road to salvation through technology, however, do not suffice, and are, in fact, bound to make matters worse. In the last analysis, the Devil will not be driven out by Beelzebub.” — Karl Jaspers
”Dominion over technology is not to be attained through technology, nor its conquest by technocracy, which would rather represent a final levelling down, paralysis and enslavement.” — Karl Jaspers
Я когда книгу Пинкера увидел, то честно говоря, не понял, зачем быть Капитаном Очевидность и писать об этом целую книгу.
Логично же, что всякие штуки, такие как гора из отрезанных голов, которую оставил после себя Тамерлан в Дели, невозможна в принципе.
Ну, почему же невозможна?
У нас есть и армянский геноцид, и сталинские лагеря, и фашистские, и холокост, и вьетнамская война, а также Кампучия, Руанда, Югославия, теракты 11 сентября, исламские террористы и много чего ещё. Всегда что-нибудь да найдётся:(
И всё это равноудалённо от Тамерлана:(
Я Тамерлана в качестве примера привёл. В целом, конечно, ужасы первой половины ХХ века - это самое жуткое, что придумало человечество на данный момент. Однако сейчас и правда стало куда меньше насилия.
Даже куда меньшие по объёму репрессии лукашенковского режима вызывают куда меньшую толерантность по сравнению со сталинскими даже в окружении усатого.
Кирилл, я бы прежде всего различал государственное насилие (войны, массовые репрессии, этнические чистки, лагеря перемещённых лиц, которые со своих мест согнаны, а дальше их пускать никуда не хотят) и частное насилие (криминальные убийства, вооружённый грабёж, изнасилования, плюс организованная преступность).
Так вот, мне кажется, что государственное насилие вследствие ядерного сдерживания сместилось в более мягкую сторону типа тех же лагерей для перемещённых лиц, в то время как частное насилие, напротив, возросло.
Так что никакого смягчения нравов я, увы, не наблюдаю:((
Ну насчёт частного насилия тоже можно поспорить. Простой пример: законодательства об отмене рабства и крепостного права, прокатившиеся по Европе, России и США в 1800-1865 годах очевидно смягчили отношение бывших господ к своей "собственности". Труд стал вольнонаёмным, а во многом законодательства о телесных наказаниях были смягчены.
Одинаково можно вспомнить мириады воспоминаний о школах и частных пансионах, где практиковались телесные наказания; также и печально известные "шпицрутены", "пожарные" и прочие постыдные вещи отошли в прошлое навсегда.
Не знаю, мне кажется, все вышеприведённые примеры я бы всё же отнёс к первой категории. Более того, когда я писал свой пост, то долго выбирал какое слово употребить: "государственное" или "организованное" насилие, причём выбрал первый вариант только из-за того, что слово "организованное" слишком близко стоит к организованной преступности, которая, разумеется, относится к частному насилию. А сейчас, после Ваших примеров я склоняюсь к тому, чтобы назвать эту первую разновидность именно организованным или точнее - узаконенным насилием.
При этом совершенно чётко просматривается та картина, что неузаконенное насилие за последнее время именно усилилось.
Учитывая, что, к примеру, Салтычиху всё же показательно судили за жестокое обращение с крестьянами, даже это было не вполне "узаконенным" насилием.
Вы сворачиваете в сторону "частного" насилия и уровня насильственной преступности - а вот здесь, учитывая, что данные есть дай Бог если по последним двум столетиям, можно спекулировать бесконечно.
Робкие прикидки можно сделать, изучая доисторические общества. Например, Джаред Даймонд в своей книге "Мир позавчера", рассказывая о домашнем насилии в диких племенах, пишет, что во многом оно связано с отношением к собственности. В кочевых племенах, где частная собственность почти не развита (там бы скорее подошёл советский термин "личная собственность"), детей практически не наказывают. А вот в земледельческих племенах за повреждение собственности следует очень суровое наказание для ребёнка.
Здесь можно сделать смелое предположение, что массовое производство и как следствие - удешевление почти всех товаров и услуг привело к тому, что и насилие в домохозяйствах сильно снизилось, за разбитую тарелку никому не устраивают порку.
Я понимаю, что с данными о частных нравах отдалённых эпох всё обстоит плохо, но именно эти частные нравы и представляют истинный интерес в вопросе об уровне насилия, поскольку нравы ОБЩЕСТВЕННЫЕ (а в наше время это в основном уже не нравы, а скорее ПРАВИЛА!) по существу уже очищены от каких-либо остатков нравственности, которую заменили законы и процедуры, основанные в основном на сугубо прагматических соображениях:( Соответственно говорить о гуманизации в этой сфере как минимум странно - это скорее такая "гуманизация роботов":((
В вашем возрасте не увидеть смягчения нравов может только слепой
Почитайте мой пост выше.
Я согласен, что в сфере узаконенного насилия действительно действительно наблюдается смягчение нравов, но в сфере незаконного частного насилия ситуация определённо ужесточилась.
Во времена моего детства и юности никому вокруг даже в голову прийти не могло никаких мыслей о терактах и бандитских разборках (последнее было глубокой экзотикой - сейчас же это скорее правило).
Ну я же говорю, слепота. Во времена Вашего детства и юности граждане убивали друг друга гораздо чаще, чем сейчас. А просто уличные драки были нормой.
Константин, Вы же не жили во времена моего детства? Так почему же тогда Вы берёте на себя смелость выносить суждения о том, больше тогда было уличных драк или меньше?
Потому, что мой уровень интеллекта и кругозор позволяет знать не только о том, что я видел своими глазами. Да в общем-то и про времена моего детства можно то же самое сказать.
Про времена Вашего детства - не сомневаюсь... (я думаю, они у Вас пришлись как раз на 90-е годы, а это действительно было жёсткое время, моё же детство прошло в 60-е и это время было довольно мягким).
Что же касается Вашего уровня интеллекта, то здесь, я конечно, судить не берусь, но я бы на Вашем месте так не буйствовал:))
Как это не странно, но многие считают, что отрезанные головы (вариант холокост) и блокировка в твиттере это одно и тоже. Поэтому капитан Очевидность Пинкер таки нужен.
Для меня, признаться, это тоже весьма странно. Наверное, ещё ждёт своего воплощения история, где Анну Франк травят в тырнете Гиммлер и Геббельс.
С месяц назад на одном из совершено по идее не политическом форуме мне заявили примерно дословно: «травля твиттером Трампа — это всё равно, что травля евреев во время холокоста». Возражать на это утверждение хоть что-то было совершенно бесполезно. Так что время уже настало.
С Капитаном Очевидность некому спорить, с Пинкером же спорит целая куча народу (хотя все они в действительности идеологизированные коммунофашисты).
Короче, обычный бред идеологизированных леваков.
"Холокост, мировые войны и так далее фактически исключаются из хода описанной Пинкером истории." - автор уверен, что читал книгу Пинкера?
"В многочисленных интервью писатель возмущался «идеологизированностью» своих оппонентов, которая выражается в невозможности принять позитивное в сегодняшнем мире и радикальной «антипрогрессивной позицией». Согласно Пинкеру, подобная «необоснованная критика» исходит от «радикалов» как справа, так и слева, тогда как он сам убежден в собственной «объективности», представляя научный взгляд на историю насилия, и ничего больше." - автор статьи будто бы случайно забывает и про наличие рациональных контраргументов со стороны Пинкера.
В целом излишне эмоциональная статья. Чувствуется страстное неприятие. На что-то научное даже близко не претендует.
До последней книги Пинкера пока не добралась, только купила. К ней видела больше рациональных претензий, чем к "Лучшее в нас". Любопытно.
я в очередной раз обращаю внимание комментаторов на то, что нужно правильно указывать адресата своих претензий. статья - ПЕРЕСКАЗ книги, написанной коллективом авторов
Вы выбрали этот пересказ, чтобы мы его почитали, поэтому не удивительно что часть претензий вываливается на вас же.
Вообще-то удивительно. Примерно так же, как видеть хамство в адрес автора новостной заметки
В отличии от новости, где тоже можно и IMHO нужно спорить о значимости, данная заметка представляет из себя IMHO излишне персонализированный обзор текста который паразитирует на популярности великолепной без всяких скидок книге Стивена Пинкера. Ощущение как от обзора креационистского панфлета спорящего с Докинзем -- тоже ведь важная тема. Это вызывает разного рода эмоции, соответственно рациональность выключается.
Спасибо, мне стало чуть легче понимать комментаторов
Денис, но пересказ действительно весьма сумбурный.
Сравните с оригиналом и обоснуйте конкретно по пунктам
Хаос потому и хаос, что его невозможно обосновать по пунктам.
Возможно, оригинал тоже сумбурный - но тогда и пересказывать не стоило:))
Да, эссеисты. Действительно. Но в любом случае статья слишком обрывочная. Нужно было либо расширить статью либо кардинально укоротить.
Выборочный. Или избирательный. Как обычно.
-
Кстати, об идеологизированности вопроса. Дело, собственно, не в левом или правом дискурсе, а в проблеме великого инквизитора. Утрируя до предела - если проблемы относительно меньше, а самостоятельность относительно больше, то чем заниматься всем желающим понаправлять, поспасать, поделить и проч.? Если у Достоевского вопрос был поставлен как философский, то у нас он выродится практически в административный. Как иллюстрация - хотя бы вечнозелёная комиссия ООН «по решению проблемы палестинских беженцев». Что она будет распределять и решать, если случайно решит эту проблему, на чем расти карьеры и нежить собственную значимость?
Если бы была возможность, то я бы поставил отдельный лайк за фразу "случайно решит эту проблему". ))))))))
Случайно такие проблемы не решаются, и комиссии такие создаются для смягчения последствий конфликта и поиска возможных компромиссов. Решать проблему будут противоборствующие стороны, из которых, тем не менее, никто не хочет брать на себя «окончательное решение».
Смягчает ли последствия конфликта рост числа беженцев под мудрым управлением указанной комиссии с 350 тыс. до 4.7 млн?
Читаешь вот такое : "капитализм... и его следствия: в первую очередь бедность", и сразу хочется автору этих строк выписать путёвку на три месяца в Северную Корею или Сомали по его выбору для ознакомления с альтернативными экономическими укладами. Если выживет - будет относиться к капитализму с большим уважением. Удивительные идиоты все-таки встречаются: ежели Вы, батюшка, учёный, так покажите экспериментально, что работает лучше капитализма, ибо данных на этот счёт сколько хочешь. Мы сами в такой лаборатории прожили 70+ лет, можем рассказать, что и как.
Особенно умиляют претензии по поводу кибербуллинга и прочих ужасных явлений современности. Надо бы авторам про инквизицию что-нибудь почитать и про иные виды преследований по религиозным и национальным мотивам веков эдак пять тому назад, может стыдно станет, наконец.
Претензии к Пинкеру по поводу 20 века, на мой взгляд, также необоснованы: он никоим образом не уклоняется от вопросов Холокоста, репрессий и войн, он говорит другое: рассматривать надо удельные показатели в динамике, а не абсолютные в моменте. Никакой Чингисхан не мог уничтожить больше людей, чем их было физически. Гитлер и Сталин очень старались, но больше половины мира уже жили в ситуации наличия гражданских прав и низкого уровня насилия (никоим образом не в идеальном мире, чего там только не происходило), и удельное количество погибших и пострадавших землян все равно было ниже, чем в предшествующие эпохи. А уж говорить, что сейчас мы живём в эру жуткого насилия, а не в самое безопасное время в истории человечества, может либо жулик, либо болван (это адресовано опять же не автору, а цитируемым им специалистам).
Странно...
Я совершенно согласен, что мы живём в самое безопасное время в истории человечества, равно как и с тем, что все несогласные с этим - жулики и болваны. Но под Вашим постом я почему-то поставил минус... К чему бы это?...
Вероятно, почувствовал этакий щенячий восторг в отношении капитализма:(
Почти как у Пинкера:))
Просто у нас с Вами любовь, Геннадий! Минусуйте, не стесняйтесь, вот если бы Вы плюс мне поставили, я бы встревожился...
Согласен:))
Экономические тезисы в этом сборнике комментариев не заслуживают, это не сборник научных работ и даже не сборник эссе, как его осторожно называет пересказчик, это сборник довольно средник по качеству памфлетов. Если такой уровень аргументации можно считать «научной критикой», тогда ей можно и считать просто фигу с «накось выкуси». Интересно, внутри Репаблик есть хоть какой-то аналог peer review или что вижу о том пою как умею?
Полноценный peer review IMHO вряд ли возможен просто в силу удлинения и усложнения процесса публикации, ну и ещё есть такая зараза: если есть выбор между истиной и интересом, то аудитория ведётся больше на интерес. Отсюда и повсеместное благоволение всяческим астропрогнозам и желание втащить на публику такую вот желтуху.
Поэтому приходится надеяться на грамотность редакторов, которые выбирают грамотных авторов, но тут к сожалению с этим на republic не всё так шоколадно (не ужас-ужас-ужас, но вполне себе грустновато местами) :( иначе бы не печатали, например, Некрасова, который не считает зазорным покупать и подделывать квалификационную работу.
Евгений, ну вот что делать, если он при этом интересно пишет?