В издательстве «АСТ» (импринт «Лед») выходит книга «Я — тело, только тело. Исследование телесности, сознания и ампутированных конечностей».
Люди веками украшают свои тела одеждой и драгоценностями, наносят макияж и окрашивают волосы. Но тело — не просто холст для самовыражения. Тело — это мы. Восходящая звезда современной нейробиологии Мохеб Костанди в своей дебютной книге рассказывает, как сочетаются наша телесность и сознание, как мозг очерчивает границы и создает карту тела и каким образом мы осознаем себя через тело.
Также в книге показано, что бывает, когда ощущение нашей целостности нарушается и механизмы самосознания дают сбой, вызывая многочисленные расстройства, синдром чужой руки, фантомные конечности и другие необычные неврологические состояния — даже такие, которые вынуждают человека избавиться от совершенно здоровой руки или ноги.
Разум и тело всегда рассматривались отдельно друг от друга. Такой дуализм, обычно приписываемый французскому математику и философу Рене Декарту, предполагает отделение ментальной сферы разума от физической сферы мозга и тела. Однако большинство современных течений нейронауки отвергают картезианский дуализм разума и тела, вместо этого полагая, что разум — продукт мозга. Но несмотря на это, призрак дуализма все еще преследует науку и медицину, и мы продолжаем проводить различие между разумом и телом. Об этом свидетельствуют такие термины, как «психосоматика» (от др.-греч. psyche — «разум» и soma — «тело»), которым врачи обозначают физическое заболевание, вызванное или, по крайней мере, усугубленное каким-либо психическим фактором, подразумевая, что существует некое взаимодействие между психическим и физическим.
В XXI веке популярное представление о разуме и мозге шагнуло из одной крайности в другую. Укоренилась идея о том, что сознание имеет неврологическую основу.