В 2003-м году я заканчивал школу и собирался поступить с институт. Я учился в хорошей школе и мог позволить себе подготовку на курсах и с репетиторами, так что особо в своем успехе я не сомневался. И, в итоге, поступил туда, куда хотел, – в «Высшую школу экономики». Тогда мне это казалось самым большим моим успехом. С тех пор много чего произошло, и мое поступление в «Вышку» оказалось практически бессмысленным, но я очень надолго запомнил, как тяжело оно мне далось. Я был поражен тем, насколько жестоко устроена система приема в ВУЗ по отношению к школьнику, сколько при этом создается неэффективности в системе. Например, мы должны были одновременно готовиться к школьным экзаменам и экзаменам в ВУЗ. Экзамены в разные университеты часто не имели между собой ничего общего и требовали минимум года специальной подготовки. В той же «Вышке» был экзамен по обществознанию (в основном, экономике), которое не преподавалось в моей школе. Остальные экзамены настолько сильно отличались от конкурирующих ВУЗов, что готовиться и к тем, и к другим было почти невозможно. В итоге, многие мои знакомые выбирали факультет с легким приемом, чтобы не рисковать, и слишком большая часть математического класса почему-то вдруг шла на геологический. Чуть позже в недрах той же «Вышки» возник проект единого экзамена. Я к тому времени уже успел переехать в Англию и как раз сдавал их версию такого экзамена. Экзамены не были слишком уж легкими, и я пытался сдать их за один год вместо двух – и всё равно тот год был намного проще 11-го класса. Я мог спокойно учиться, получать удовольствие от выбранных предметов, а не делать домашнее задание по математике на уроке биологии, потому что иначе не было времени. Мы с товарищем были настолько очарованы английской системой, что написали статью с наброском реформы для России. «Вышкинский» ЕГЭ, который через несколько лет было решено сделать обязательным, изначально отличался от того, что мы предлагали, но тогда все что угодно казалось в разы лучшим, чем то, что было. Пускай ученикам придется писать тесты, а не учиться излагать свои мысли. Пускай экзаменом занимается государство, а не частная компания, зато сразу можно будет поступать в несколько университетов. Уже за одно это можно было пожертвовать многим. В «Вышке» ЕГЭ стали принимать раньше, чем в других местах, и я даже успел поучиться с несколькими ребятами, поступившими с ним. Они почти ничем не выделялись на общем фоне, если не считать, что почти все они поступили из регионов, тогда как по обычным экзаменам, в основном, поступали ребята из Москвы, которые ходили на те же курсы, что и я. Реальная возможность поступления для людей из разных концов страны тоже казалась важным итогом реформы. Многие ВУЗы очень сильно боролись с ЕГЭ, но тогда казалось (и я до сих пор уверен, что это было именно так), что они просто не хотят терять контроль над поступающими и, соответственно, доходы от взяток, репетиторства и так далее. Например, МГУ долгое время жил на том, что туда поступало много умных ребят, потому что им было трудно подать бумаги в другие университеты. А потом получалось, как будто это МГУ их так хорошо выучил. В реальности же добавленная стоимость университета могла быть близка к нулю. В 2009 году ЕГЭ, наконец, запустили в полную силу. Он стал единственным способом (не считая олимпиад) поступления. Я радовался. И тут начали выявляться проблемы, причем совсем не те, о которых предупреждали до реформы. То ли в процессе под чьим-то давлением реформу изменили, то ли авторы просто не предусмотрели некоторых важных особенностей работы законов в российских условиях. Сначала появились слухи о взятках на экзаменах. В некоторых регионах школьники спокойно списывали и получали 100% на тесте. Уже одно обилие «сотен» должно было аннулировать результаты. В нормальной ситуации с правильным тестом этого не должно случаться. Часто учителя и чиновники только помогали нарушителям, потому что зарплата учителей стала зависеть от результатов ЕГЭ, как и оценка назначаемых губернаторов. Никто не был заинтересован в соответствии результатов реальности. На апелляциях люди повышали свой балл на немыслимые 40–50%, а потом их же выгоняли на первой сессии. Никто не догадался отдать проверку экзамена независимым людям. При этом оказалось, что у ВУЗа не осталось вообще ни одной возможности отказать человеку с высокими результатами ЕГЭ, даже если было очевидно, что они нечестные. В Англии каждый ВУЗ отдельно рассматривает заявление каждого и оценивает его не только по строгим критериям отметок, но и на основе разных «мягких» факторов, например, рекомендаций учителя и небольшого эссе о том, чему вы хотите учиться. Это дает возможность фильтровать подозрительных кандидатов. Естественно, само существование такого дополнительного отбора убирает стимул к нарушению правил. Учителю перестанут верить, если один из людей с его рекомендацией не оправдал ожиданий. Конечно, кто-то все равно умудряется обмануть систему, но массового характера это уж точно не носит. Экономический факультет МГУ в этом году провел тестирование только что поступивших студентов для распределения по группам. Результаты говорят сами за себя. На тесте давалось четыре очка за правильный ответ и вычиталось одно за неправильный. Многие поступившие по ЕГЭ с 100%-ными результатами ушли в минус. То есть дали в четыре раза больше неправильных ответов, чем правильных. Даже если сделать скидку на отличие ЕГЭ от теста в МГУ, такого не может быть, если результаты ЕГЭ отражают что-то реальное. На первой сессии 58 человек из 243 получили «неуд». Это – очень много, особенно если учесть, что МГУ ставит «неуд» за 20% балла первого студента. Получается, что на одном курсе учатся люди c разницой в знаниях в 5 раз. Как можно учить настолько разношерстую группу? Я не знаю. Всех этих «стобалльников» придется выгонять. Мой циничный знакомый, рассказавший мне эту и другие истории про ЕГЭ, говорит, что если безжалостно выгонять жуликов, то в через некоторое время они просто перестанут поступать. Как он считает, именно поэтому в «Вышке» меньше проблем с ЕГЭ. Возможно, он прав, но это, в любом случае, – не идеальное решение. И при этом другого выхода на сегодня у ВУЗов просто нет. В следующем году МГУ вроде бы сможет проводить дополнительный тест по математике, но это – опять возврат к предыдущей системе, что сделает всю реформу бессмысленной. Это только одна из многих проблем ЕГЭ. Например, в прошлом году университеты сильно недосчитались студентов, особенно на платных отделениях, из-за встроенных в систему глупостей. Перечислять можно до бесконечности. Из этого можно сделать только один очень печальный вывод. Если даже такая разумная реформа, придуманная по-настоящему умными и заинтересованными людьми, провалилась с таким треском, то все надежды на постепенные изменения системы изнутри можно и нужно оставить.