Место крушения российского самолета Airbus A321 в Египте.

Место крушения российского самолета Airbus A321 в Египте.

REUTERS / Mohamed Abd El Ghany

Версия о неисправности самолета А321 постепенно уступает место версии о теракте. Появляется все больше данных, экспертных мнений, утечек, свидетельствующих о том, что причиной крушения самолета стал взрыв на борту, который привел к разгерметизации, развалу корпуса и падению. Выяснение правды сопровождается борьбой интересов: версия о теракте выгодна в первую очередь компании-авиаперевозчику. «Когалымавиа» хочет снять с себя вину за трагедию. Как ни странно, но теракт может оказаться в определенной степени на руку и российским властям.

Пока не установлена истина, хорошо видно, как борются между собой два наиболее популярных объяснения. Первое условно можно назвать «русская халатность»: самолет непонятной авиакомпании «Когалымавиа» чуть ли не двадцатилетнего возраста (на самом деле 18,5, что достаточно много) упал из-за того, что разваливался на ходу, и никому не было дела до того, какие у судна были неисправности. Бывшая жена второго пилота рассказала НТВ, что тот жаловался на состояние самолета, было известно про постоянные проблемы с двигателем. СМИ публиковали данные о том, что самолет уже попадал в аварийную ситуацию и ее последствия могли привести к трагедии. Старая посудина, морально устаревшая техника, халатность руководства компании, которое хочет извлекать максимальную прибыль при минимальных издержках, – все это не просто часть нашей реальности, а глубокая вера русского человека в свою способность выживать в любых условиях. Все в России держится на соплях, скрипит, дребезжит, но при этом чудесным образом работает – чем не повод для национальной гордости? Именно поэтому версия про плохое состояние самолета была так нам понятна: ведь это так по-русски.

Каждое ведомство, причастное к ситуации, извлекает свою репутационную выгоду и зарабатывает политические очки

Первым перечеркнул версию о неисправности самолета представитель «Когалымавиа», который на пресс-конференции заявил, что единственной причиной падения самолета может быть «механическое воздействие на самолет» (причем не обязательно внешнее, как писали СМИ). Однако его позиция обоснована корпоративным интересом, и авиакомпании никто особенно не поверил. Даже Росавиация назвала все эти оправдания «преждевременными», а силовики тут же кинулись доказывать свою востребованность обысками в офисе компании. Каждое ведомство, причастное к ситуации, извлекало свою репутационную выгоду и зарабатывало политические очки. Депутаты принялись в очередной раз запрещать старые самолеты, Ространснадзор – проверять авиапарки на годность, авиалоббисты – требовать ликвидации мелких авиаперевозчиков.

Имитация активной деятельности с отсутствием результатов способствовала появлению другой версии – конспирологической. В интернете уже можно найти «точные доказательства», что самолет был взорван ФСБ. Кто-то верит в пущенную ракету «земля – воздух» – как месть террористов за участие России в военной операции в Сирии. Но на сегодня практически все: власти Египта и России, «Когалымавиа» и Пентагон – утверждают, что никакой ракеты быть не могло.

Зато на первый план выходит другая версия – теракт через взрыв внутри самолета. И эта версия может оказаться далеко не самой неприятной для российской власти – с точки зрения репутационного ущерба.