В связи с реконструкцией московских улиц известный журналист Игорь Свинаренко написал длинную и злую колонку, обвиняя благоустроителей Москвы, грубо говоря, в некомпетентности и нечестном получении контрактов. Закончил он свой выпад красноречивым обещанием, что «урбанистов еще проведут под конвоем, как когда-то пленных немцев не спеша гнали по Садовому».
Свинаренко одновременно намекает на завышенную сумму контрактов на разработку регламента благоустройства, оспаривает саму идею необходимости ограничивать автомобильное движение и критикует качество проектов. Все это разные истории. В том, что касается вероятно неконкурентной цены за услуги, странно выделять авторов благоустройства в какую-то отдельную категорию. Коррупция – национальная проблема, и архитекторы играют здесь далеко не первую роль. Про автомобили Свинаренко так и вовсе не прав. Он утверждает, что пробки в Москве из-за того, что вовремя не построили хорды. Их, может, и не построили вовремя, но опыт показал, что даже там, где дорожная сеть частая и имеет очень высокую пропускную способность, пробки все равно образуются. Выход только в том, чтобы по возможности минимизировать использование личного автомобиля. Относительно качества проектов можно сказать, что даже если оно не идеально, ничего лучшего или почти ничего в России до сих пор не делали.
И все-таки есть резон в том, что именно урбанистов Свинаренко называет в качестве адресатов будущего народного гнева. Вопрос о социальной и политической роли архитектора или любого другого профессионала, проектирующего город, актуален в мире последние 150 лет. То, что в современной России его как будто не существует, значит лишь, что вопрос скоро будет поставлен.