Это продолжение темы об основных вызовах, стоящих перед цивилизацией.
По мере того как мир постепенно отдаляется во времени от кризиса 2008 года, именуемого также Великой рецессией, проявляют себя те далекоидущие последствия кризиса, которые, собственно говоря, и делают эпитет «великая» уместным. Например, одним из печальных и, увы, актуальных последствий рецессии является то, что выпускники средней и высшей школы 2008–2009 годов оказываются в незавидном положении: их доходы изначально – и, очень вероятно, всю жизнь – будут ниже, чем у тех, кому повезло получить диплом в другое время. В 2007 году более половины выпускников американских колледжей имели предложение о приеме на работу, в 2009 году – менее 20%. Согласно исследованиям, те, кто получил диплом в 1981 году (во время тогдашней рецессии), даже в 2010 году все еще получали меньшие зарплаты, чем те, кто окончил свое образование в 1991-м (источник: публикации Huffington Post).
Мир таким, как он был, есть и будет, с давних пор формируют и будут формировать не столько геологические или климатические процессы (хотя и они тоже), сколько люди. То, какими будут новые поколения, идущие нам на смену, и определит в итоге картину будущего, со всеми его климатическими изменениями, технологиями, экономическими и институциональными конструкциями и их дальнейшими социальными следствиями. Наш сегодняшний мир, включая нас самих, двигаясь в неизвестность завтрашнего дня, в свою очередь, формирует тех, кто будет исправлять и/или усугублять наши ошибки, как мы делали это с наследием наших отцов.
Поэтому, изучая мир будущего со всеми его футуристическими атрибутами: финансами на блокчейне, распределенной экономикой, новой энергетикой, квантовыми компьютерами, искусственным интеллектом, биотехнологиями и т.п., мы должны помнить: не менее важным является изучение человека завтрашнего дня, будущего человеческого капитала, если угодно использовать более сухую терминологию. Главный вопрос: кто будет делать все это?