Кадр из сериала Wild Wild Country. Фото: Netflix

Кадр из сериала Wild Wild Country. Фото: Netflix

Многие слышали об Ошо – индийском духовном лидере и мистике, книги которого переведены на более чем 60 языков. Даже сейчас, спустя почти 30 лет после его смерти, Международный медитационный центр Ошо в Пуне (Индия) посещают около 200 тысяч человек в год. И все же немногие знают подробности самого деятельного этапа жизни йога – периода, когда его звали не Ошо, а Бхагван Шри Раджниш. Исправить это упущение стремится документальный 6-серийный фильм Netflix под названием Wild Wild Country, но читать эту невероятную историю не менее интересно, чем смотреть.

Все началось с маленького городка Антилопа в штате Орегон – спокойного местечка с менее чем 50 жителями. В 1981 году участники организованного Раджнишем духовного движения, называвшие себя «санньясины», купили там ранчо и очень быстро построили на нем целый город. Вскоре в глуши появилась дамба, электростанция, медитационный центр, вмещавший 10 тысяч человек, рестораны, школа и аэропорт. А всего через несколько лет движение, декларировавшее своими ценностями любовь и счастье, превратилось в агрессивную секту, ФБР возбудило против коммуны уголовное дело, а ее лидеры стали обвиняемыми в крупнейшей биотеррористической атаке в истории США.

Чандра Мохан Джеин, впоследствии ставший Бхагваном Шри Раджнишем, а затем Ошо, родился в Индии в семье торговца тканями, учился философии, а впоследствии и преподавал ее в университете. В 1960-х он много ездил по стране со своими лекциями, в которых критиковал социализм, нелестно говорил о Махатме Ганди и уверял, что для развития Индии нужен капитализм. Из-за этих взглядов он потерял место профессора, но не отказался от публичных выступлений – Раджниш сделался преподавателем медитации и автором собственного учения. Оказалось, что его теория, хоть и не соответствовала взглядам большинства, удивительно точно попадала в небольшую, но платежеспособную аудиторию – успешных, образованных людей, увлекшихся духовным поиском.

В своих лекциях Раджниш доказывал, что богатства не нужно стыдиться и стесняться – оно, напротив, принесет счастье, если пресытиться им настолько, что перестанешь его замечать. В качестве иллюстрации этого мировоззрения сам гуру передвигался на частных самолетах и «роллс-ройсах»; говорили, что у него было около сотни таких автомобилей (по другим сведениям – 74). Еще одной составляющей гедонистического учения была культура «свободной любви»: мистик был против брака, считал, что накладываемые им «обязанности» только портят жизнь, и утверждал, что «если секс будет более веселым занятием, проституция исчезнет». Как позднее писал журналист издания Oregonian Лес Цайц, Бхагван «знал, чего хотят богатые, – они хотели оправдать свое чувство вины». Все это принесло индийскому мистику толпы небедных последователей, которые щедро оплачивали его консультации и семинары и перечисляли крупные пожертвования на счет созданного Раджнишем фонда. На его лекции и уроки по медитации в ашрам в индийской Пуне съезжались со всего мира; присутствовавшие рассказывали, что один взгляд лучистых глаз гуру или его прикосновение трогали их до слез.